Статьи с темой: «обязательное медицинское страхование»

    Экономика здравоохранения
  • 2024 № 2 Затраты средств обязательного медицинского страхования на лечение пациентов ХОБЛ в некоторых субъектах Российской Федерации.

    Современное лечение пациентов с хронической обструктивной болезнью лёгких является высокоэффективным и приводит не только к снижению частоты обострений, но и снижению смертности и увеличению продолжительности жизни пациентов и требует ежедневного пожизненного приёма лекарственных препаратов в амбулаторных условиях. В то же время затраты системы обязательного медицинского страхования на лечение пациентов с ХОБЛ неизвестны, это и явилось целью настоящей работы. Мы проанализировали объёмы медицинской помощи пациентам с диагнозом ХОБЛ в круглосуточном и дневном стационарах, в условиях амбулаторной помощи, а также скорой медицинской помощи в 2019–2022 годах в некоторых субъектах Российской Федерации, а также суммы средств, потраченных на оплату этой медицинской помощи.
    Мы обнаружили, что субъекты сильно дифференцируются по доле пациентов ХОБЛ, получавших лечение в условиях круглосуточного и дневного стационаров, по частоте вызовов скорой медицинской помощи, а также по частоте обращений за медицинской помощью в амбулаторных условиях. В некоторых анализируемых нами субъектах РФ в отдельные годы почти третья часть пациентов с ХОБЛ лечилась в условиях стационара или дневного стационара, а средняя частота госпитализаций превысила единицу, т. е. некоторые пациенты госпитализировались в стационар минимум два раза в течение одного года, а частота вызовов скорой медицинской помощи превышала 2 раза в год. Вероятно, это связано с неэффективным лечением пациентов в амбулаторных условиях. В отсутствии доступа этих пациентов к льготному лекарственному обеспечению необходимо разработать и внедрить механизмы льготного лекарственного обеспечения пациентов с ХОБЛ.

    Авторы: Линник С. А., Авдеев С. Н., Туменко Е. Е., Третьяков Д. А., Боброва Е. А., Ермолова С. И., Коноваленко А. Н.

    Темы: лекарственные препараты10 обязательное медицинское страхование65 региональное лекарственное обеспечение1 стоимость лечения1 хобл1 хроническая обструктивная болезнь лёгких1

    Подробнее >

  • 2017 № 8 Оказание высокотехнологичной медицинской помощи жителям Московской области за счет средств обязательного медицинского страхования в 2016 году

    Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП), являющаяся частью специализированной, представляет собой воплощение современных медицинских технологий, позволяющих решить сложные и жизненноважные задачи при оказании медицинской помощи пациентам. В статье проведен анализ обеспеченности высокотехнологичной медицинской помощью жителей Московской области в рамках территориальной программы ОМС

    Авторы: Марков Д. С., Пирогов М. В., Огнева Е. Ю.

    Темы: виды и методы1 высокотехнологичная медицинская помощь17 обязательное медицинское страхование65 тарифы2

    Подробнее >

  • Фокус проблемы
  • 2021 № 5 ОТ МУЛЬТИ- К МОНОПЛАТЕЛЬЩИКУ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    С 1 января 2021 года вступили в силу поправки к закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», согласно которым страховые медицинские организации исключаются из системы финансирования медицинской помощи в федеральных клиниках. Логика этих изменений предусматривает создание в каждом субъекте Российской Федерации системы «единого плательщика» не только для федеральных, но и для других медицинских организаций, что можно расценивать как начало централизации и восстановления целостности системы здравоохранения, и это требует проведения анализа и прогнозирования последствий этих новаций.
    Цель исследования – анализ и прогноз последствий изменений в законодательстве об обязательном медицинском страховании, предусматривающих создание «единого плательщика» медицинской помощи, оказываемой в федеральных клиниках.
    Материалы и методы. Использованы методы контент-анализа, информационные и аналитические материалы российских и зарубежных информационных агентств, экспертные оценки.
    Результаты. Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает построение двух параллельных систем финансового обеспечения деятельности федеральных медицинских организаций – первая за обеспечение напрямую из Федерального фонда ОМС, вторая – через территориальные фонды ОМС и страховые медицинские организации. Законом предусмотрена разработка порядка распределения объемов медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования в федеральных медицинских организациях, с учетом мощностей таких организаций и объемов оказываемой медицинской помощи за счет иных источников финансирования. Это может привести к разделению федеральных медицинских организаций на группы с учетом их зависимости от казны, сила которой обратно пропорциональна доле платных услуг в структуре доходов этих организаций.
    Выводы. Применение в системе обязательного медицинского страхования принципов «единого плательщика» медицинской помощи экономически выгодно за счет сокращения административных затрат и устранения стремление коммерческих страховщиков к получению прибыли. Это решение также соответствует мировым тенденциям и будет способствовать обеспечению внутрисистемной эффективности в отрасли, развитию сети медицинских организаций как «единого организма», обеспечивающего потребность граждан в медицинской помощи. Разделение федеральных медицинских организаций на группы с учетом их зависимости от казны может иметь неоднозначные последствия, в том числе привести к усилению коммерциализации федеральных клиник, многие из которых имеют правовой статус автономных бюджетных учреждений, что обуславливает необходимость создания системы защиты населения от катастрофических платежей за медицинскую
    помощь.

    Авторы: Перхов В. И .

    Темы: единый плательщик медицинской помощи1 клинико-статистические группы2 обязательное медицинское страхование65 способы финансирования медицинской помощи1 федеральные медицинские организации1

    Подробнее >

  • 2023 № 6 Способы оплаты первичной медико-санитарной помощи, специализированной (в том числе, высокотехнологичной) медицинской помощи в системе ОМС: логика наиболее актуальных изменений тарифной политики 2023 года. Менеджер здравоохранения. 2023

    В статье рассматриваются новые методологические подходы к способам оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на 2023 год, в том числе утвержденные совсем недавно вышедшими нормативными правовыми актами, а также совместными рекомендациями Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС).
    В статье анализируются основные причины изменений в тарифной политике и их ожидаемые последствия с точки зрения повышения мотивации медицинских организаций.
    Отмечается необходимость пересмотра систем оплаты труда работников медицинских организаций (в первую очередь, государственных и муниципальных) с целью более тесной увязки выплат стимулирующего характера с показателями результативности, используемыми при определении размера оплаты медицинской помощи, что призвано стать важным инструментом мотивации обеспечения повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи и, как следствие, уменьшения потребности в оказании специализированной медицинской помощи.
    Приводится обзор новшеств в оплате высокотехнологичной медицинской помощи.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Митрошин П. В., Чилилов А. М., Кобякова О. С.

    Темы: высокотехнологичная медицинская помощь17 обязательное медицинское страхование65 первичная меди- ко-санитарная помощь1 способы оплаты медицинской помощи5 тарифы2

    Подробнее >

  • 2017 № 6 Метаморфозы стандартизации медицинской помощи

    В статье рассматривается законопроект, регулирующий разработку и использование клинических рекомендаций в практическом здравоохранении. Авторы считают, что законопроект превращает клинические рекомендации в нормативный вариант обязательных для исполнения стандартов медицинской помощи. Такой подход лишь внешне преобразует способы обеспечения качества медицинской помощи. С точки зрения авторов система здравоохранения попала в организационную «ловушку» технологической регламентации действий врачей, при этом традиционные ценности медицинской профессии постепенно девальвируются. Авторы предлагают перенастраивать взаимоотношения в отрасли не только путем импортирования достижений зарубежных стран, но и в соответствии с привычным для российского профессионального медицинского сообщества лидерством в сфере культурного, духовного и интеллектуального развития

    Авторы: Перхов В. И., Гречко А. В., Янкевич Д. С

    Темы: качество медицинской помощи31 клинические рекомендации9 обязательное медицинское страхование65 порядки медицинской помощи1 стандарты медицинской помощи12

    Подробнее >

  • 2018 № 4 Роль и значение критериев оценки качества медицинской помощи, утвержденных приказом Минздрава России от 10.05.2017 г. No 203н, для медицинских организаций, функционирующих в системе ОМС

    В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей контроль качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (далее ОМС) и применение критериев оценки качества медицинской помощи в медицинской организации. Отмечено, что критерии оценки качества медицинской помощи являются интегральным инструментом обеспечения и контроля качества медицинской помощи для всех без исключения медицинских организаций, в том числе и функционирующих в системе ОМС. Авторы обосновывают и подчеркивают, что законодательство об ОМС никак не ограничивает использование указанных критериев медицинскими организациями, работающими в ОМС. В то же время применение указанных критериев позволяет предотвратить или уменьшить количество дефектов медицинской помощи / нарушений при оказании медицинской помощи, а также количество дефектов оформления первичной медицинской документации

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С., Иванов И. В.

    Темы: контроль качества медицинской помощи5 критерии оценки качества3 медицинская организация69 медицинская помощь16 обязательное медицинское страхование65 экспертиза качества медицинской помощи7

    Подробнее >

  • 2024 № 3 Изменения в направлениях и предельных размерах использования средств обязательного медицинского страхования с 2024 года.

    Хозяйственная самостоятельность медицинских организаций как юридических лиц предполагает их право определять направления своих расходов. Однако целевой характер средств обязательного медицинского страхования накладывает ограничения на свободу использования доходов, полученных от оказания медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
    И хотя законодательство определяет структуру расходов (тарифов), ограничивая их рамками программ обязательного медицинского страхования, на практике отнесение расходов к тем или иным группам зачастую представляет большие сложности, сопровождаемые санкциями, судебными процессами.
    В этом плане последние изменения в законодательстве об обязательном медицинском страховании, расширяющие возможности использования средств, представляются весьма значимыми. Этому же способствует увеличение предельного уровня стоимости приобретаемого оборудования со 100 до 400 тысяч рублей.
    Однако такие возможности обусловлены большим числом ограничений и оговорок, что требует более детального анализа новых норм законодательства и оценки их влияния на условия деятельности медицинских организаций, что и обусловило актуальность данной публикации.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Митрошин П. В., Чилилов А. М.

    Темы: лизинг3 обязательное медицинское страхование65 программа государственных гарантий8 программа обязательного медицинского страхования1 структура тарифа1 целевое использование средств2

    Подробнее >

  • Финансовый менеджмент
  • 2019 № 5 Задачи привлечения дополнительных финансовых источников государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения

    Реализация прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь на бесплатной основе, закрепленных в Конституции Российской Федерации, осуществляется государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения «…за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Анализ динамики объема финансовых источников за 2014–2017 годы показал значительный прирост доходов медицинских организаций, являющихся государственными бюджетными учреждениями, средствами от приносящей доход деятельности.
    В статье рассмотрены основные финансовые источники, которыми медицинская организация – государственное (муниципальное) учреждение может располагать для оказания медицинской помощи, а также для реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Дано обоснование недостаточности государственных средств для обеспечения необходимого уровня заработной платы медицинским работникам на примере сопоставления тарифов системы обязательного медицинского страхования и цен (тарифов) частных медицинских организаций в городе Москве. Рассмотрены нормативно-законодательные условия получения государственным учреждением средств из различных финансовых источников, обоснована актуальность разработки мер по привлечению дополнительных финансовых источников, к которым относятся доходы от предоставления населению платных медицинских услуг, в том числе в рамках добровольного медицинского страхования.

    Авторы: Обухова О. В., Сененко А. Ш., Ниценко Д. И., Цыдыпов В. Ч., Чилилов А. М.

    Темы: государственное  (муниципальное)  учреждение1 добровольное медицинское страхование3 медицинская организация69 обязательное медицинское страхование65 платные медицинские услуги24 приносящая  доход  деятельность1 программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи4 финансовые  источники1

    Подробнее >

  • 2016 № 10 История со стандартами медицинской помощи

    В статье затрагиваются проблемы применения стандартов при оказании медицинской помощи, а также при осуществлении контрольно-экспертных мероприятий. Изложены основания для пересмотра парадигмы оценки качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, основанной на сопоставлении стандартизованных и реальных показателей лечебно-диагностического процесса.

    Авторы: Перхов В. И., Горин С. Г.

    Темы: качество медицинской помощи31 обязательное медицинское страхование65 стандарты медицинской помощи12

    Подробнее >

  • 2015 № 4 Высокотехнологичная медицинская помощь в системе обязательного медицинского страхования

    Реформы системы здравоохранения затронули и такой весьма затратный и, на первый взгляд, не страховой вид медицинской помощи, как высокотехнологичная медицинская помощь. Начиная с 2015 года, как и было запланировано новым федеральным законодательством, вся высокотехнологичная медицинская помощь перешла на финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования. Ответу на вопросы, какова цель перевода высокотехнологичной медицинской помощи на страховые рельсы, весь ли объем этого вида медицинской помощи на сегодняшний день подчинен жестким требованиям системы обязательного медицинского страхования, какие затраты медицинской организации, участвующей в оказании этого вида медицинской помощи, в каком объеме и за счет каких средств возмещаются, какие медицинские организации могут получить объемы ВМП, посвящен данный материал.

    Авторы: Обухова О. В.

    Темы: высокотехнологичная медицинская помощь17 обязательное медицинское страхование65 программа государственных гарантий8 тарифы в системе обязательного медицинского страхования1

    Подробнее >

  • 2015 № 2 О некоторых проблемах функционирования страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования

    Модернизация системы обязательного медицинского страхования должна предусмотреть более широкое использование резервов страховых медицинских организаций (СМО) с изменением законодательства, устанавливающего определение обязанностей и ответственности застрахованных граждан, участие СМО в оплате медицинской помощи, оказанной за пределами региона, порядок использования собственных средств СМО.

    Авторы: Гехт И. А.

    Темы: обязанности и ответственность застрахованных граждан1 обязательное медицинское страхование65 страховые медицинские организации15

    Подробнее >

  • 2016 № 9 Особенности оплаты первичной медико-санитарной помощи по подушевому нормативу финансирования

    В статье исследуются условия и проблемы перевода амбулаторных медицинских организаций на подушевой принцип финансирования. Материал основан на исследовании опыта субъектов Российской Федерации, долгое время практикующих деятельность в условиях подушевого финансирования. Даны рекомендации по минимизации финансовых рисков медицинских организаций.

    Авторы: Саитгареев Р. Р.

    Темы: амбулаторная помощь3 обязательное медицинское страхование65 подушевое финансирование6 способы оплаты медицинской помощи5

    Подробнее >

  • Право
  • 2018 № 3 Актуальные вопросы арбитражной практики в системе ОМС (опыт Санкт­Петербурга)

    Действующее законодательство в системе обязательного медицинского страхования открыло широкие возможности участия в этой системе медицинских организаций любой организационно-правовой формы. Однако, как выясняется, наряду с положительными моментами это привело к увеличению числа экономических споров в системе обязательного медицинского страхования. В частности, возрастает число судебных исков по новым поводам: объемам медицинской помощи, выделяемым медицинским организациям комиссиями по разработке территориальных программ ОМС; оплате медицинской помощи, оказанной сверх этих объемов; оказании медицинской помощи без направлений лечащего врача и т.д. Причем ответчиками по подобным искам выступают не только страховые медицинские организации и территориальные фонды ОМС, но и комиссии по разработке территориальных программ ОМС, не являющиеся юридическими лицами.
    При этом судебная практика во многих случаях формируется вразрез с логикой законодательства по обязательному медицинскому страхованию.
    Рассмотрению этих проблем и выработке рекомендаций по совершенствованию законодательства посвящена данная статья.

    Авторы: Гордеев Э. А.

    Темы: комиссии по разработке территориальной программы омс1 объемы медицинской помощи4 обязательное медицинское страхование65 страховые медицинские организации15 судебная практика3 территориальные фонды омс4

    Подробнее >

  • Постановка проблемы
  • 2014 № 9 Проблемы оказания платных медицинских услугна оборудовании, приобретенном за счет бюджетных средствили средств обязательного медицинского страхования

    Одной из сфер, не имеющих четкого нормативного регулирования, является использование оборудования, приобретенного за счет бюджетов различных уровней и средств обязательного медицинского страхования при оказании платных медицинских услуг. Политика государственных и муниципальных органов в отношении возможности и порядка использования оборудования, приобретенного за счет средств бюджета и ОМС при осуществлении приносящей доходы деятельности, противоречива. Не решен и вопрос о том, куда должна в подобных случаях направляться амортизация оборудования. Статья посвящена возможным путям решения этой проблемы.

    Авторы: Кадыров Ф. Н.

    Темы: амортизация1 бюджет6 источники финансирования4 оборудование3 обязательное медицинское страхование65 платные медицинские услуги24

    Подробнее >

  • Организация здравоохранения
  • 2014 № 9 Перспективная модель организации медицинской помощи на территории Российской Федерации

    В статье предложена перспективная модель медицинского страхования на территории РФ. Проведен анализ ее преимуществ и недостатков. Даны некоторые дополнительные рекомендации по реформированию системы здравоохранения.

    Авторы: Шаталин Е. В., Кравченко В. В.

    Темы: обязательное медицинское страхование65 перспективная система омс1 подушевое финансирование6 страховые медицинские организации15

    Подробнее >

  • Обратная связь
  • 2018 № 5 Об оказании медицинской помощи в экстренной форме за плату

    В журнале «Менеджер здравоохранения» опубликована статья Кадырова Ф. Н. и Сорокиной Ю.А, в которой содержится утверждение, что в экстренной форме медицинскую помощь можно оказывать за счет личных средств граждан. Часто неопределенность правовых норм влечет неоднозначное их понимание и создает возможность различного их применения. Однако в отношении возможности оказания медицинской помощи в экстренной форме за плату существующие правовые нормы однозначно не допускают такую возможность. Автор полагает, что в рассматриваемой публикации содержится неверная трактовка правовых норм, способствующая интенсивной коммерциализации государственных медицинских учреждений, но не поддерживающая граждан особой категории – находящихся в опасности и в беспомощном состоянии

    Авторы: Перхов В.  И.

    Темы: виды1 обязательное медицинское страхование65 оказание медицинской помощи в экстренной форме2 скорая медицинская помощь8 формы и условия оказания медицинской помощи1

    Подробнее >

  • Менеджмент качества медицинской помощи
  • 2016 № 4 Качество медицинской помощи как инструмент ресурсосбережения в родовспомогательном учреждении в условиях обязательного медицинского страхования

    Представлены данные о качестве медицинской помощи в бюджетных родовспомогательных учреждениях, работающих в системе обязательного медицинского страхования. Выявление дефектов медицинской помощи при медико-экономической экспертизе и экспертизе качества медицинской помощи влечет наложение страховыми медицинскими организациями финансовых санкций, анализ которых позволяет принять ряд мер по их сокращению и сохранению внутренних экономических ресурсов акушерского стационара.

    Авторы: Атласов В. О., Ярославский В. К., Ярославский К. В.

    Темы: качество медицинской помощи31 обязательное медицинское страхование65 ресурсосбережение1 родовспоможение2 финансовые санкции2 экспертиза5

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2013 № 6 Показатели качества организации персонифицированного учета застрахованных лиц в Санкт-Петербурге

    Аннотация: Рассмотрена организация персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах в сфере обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге. Показано, что в соответствии с нормативно-правовыми актами реализуется организационная система со многими организациями-участниками и информационная система с многоуровневой обработкой информации, при этом возрастают требования к осуществлению мониторинга на всех этапах работы. Предложены показатели качества организации учета застрахованных лиц на уровне субъекта Российской Федерации, позволяющие оценить степень достижения как целей результата, так и целей процесса.

    Авторы: Акуленко А. Н., Чермных С. В., Чижов И. А.

    Темы: ключевые показатели деятельности1 обязательное медицинское страхование65 регистр застрахованных лиц1

    Подробнее >

  • 2014 № 1 Проблема целевого использования средств ОМС

    Аннотация: Переход к одноканальному финансированию, многообразие организационно-правовых форм медицинских организаций, участвующих в оказании медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования, расширение полномочий государственных (муниципальных) учреждений и т.д. ставят вопрос о необходимости реформирования прав медицинских организаций по самостоятельному использованию средств. В статье рассматриваются вопросы правомерности сохранения понятия «нецелевое использование средств» в современных условиях и соответствующих санкций.

    Авторы: Богданов С. В., Трофимов А. Б., Буянов Е. Н., Кадыров Ф. Н.

    Темы: обязательное медицинское страхование65 одноканальное финансирование3 организационно-правовые формы1 ответственность медицинских организаций1 финансирование здравоохранения3 целевое использование средств2

    Подробнее >

  • 2013 № 6 Модели оптимального распределения плановых объемов финансовых средств в сфере обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга

    В статье представлены математические модели распределения плановых объемов финансовых средств в сфере обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, приводятся результаты моделирования.

    Авторы: Арефин И. Г., Сеньков Р. Э.

    Темы: математическое моделирование3 обязательное медицинское страхование65 оптимизация6 плановые задания1 распределение2

    Подробнее >

  • 2013 № 6 Об опыте организации выдачи полисов обязательного медицинского страхования в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг Санкт-Петербурга

    В данной статье изложен опыт организации выдачи полисов обязательного медицинского страхования единого образца в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг СанктПетербурга (МФЦ). Рассматриваются основные организационные мероприятия, проведенные для обеспечения возможности получения полисов ОМС и временных свидетельств, подтверждающих получение полиса ОМС, в МФЦ. Реализация данного проекта позволила на практике реализовать право выбора застрахованным гражданином страховой медицинской организации непосредственно при обращении за полисом ОМС и выполнять требования законодательства в части создания для граждан комфортных условий при получении услуг, в том числе при обслуживании лиц с ограниченными возможностями, обеспечение удобного для населения режима работы и максимального приближения пунктов выдачи полисов к застрахованным лицам.

    Авторы: Корчемкина Н. А., Лапин К. М., Селезнева Н. А.

    Темы: многофункциональный центр предоставления государственных услуг1 мфц1 обязательное медицинское страхование65 омс3 полис омс2 страховая медицинская организация2 территориальный фонд омс санкт-петербурга1

    Подробнее >

  • 2023 № 6 Пути совершенствования внутреннего контроля каче- ства и безопасности медицинской деятельности: как использовать результаты контроля в сфере обязательного медицинского страхования.

    Актуальность. В настоящее время вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности являются одними из приоритетных направлений в управлении здравоохранением. Законодательство Российской Федерации определило организацию и проведение внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности лицензионным требованием. Выявленные несоответствия/нарушения при оказании медицинской помощи являются одним из элементов риск-менеджмента и должны применяться для повышения эффективности работы медицинских организаций.
    Цель исследования – разработка управленческих практик по повышению качества и безопасности медицинской деятельности с использованием результатов внешних проверок в сфере обязательного медицинского страхования.
    Материалы и методы. Проведен анализ современных требований нормативных правовых актов контроля качества и безопасности медицинской деятельности, систематизированы основные инструменты, используемые при проведении внешних проверок в системе обязательного медицинского страхования.
    Результаты. Современная архитектура контроля качества и безопасности медицинской деятельности включает 5 уровней контроля. Описаны инструменты контроля качества медицинской помощи для выявления нарушений, применения финансовых санкций к медицинской организации. В целях повышения качества и безопасности медицинской деятельности рекомендована разработка корректирующих мероприятий, различных управленческих практик.
    Выводы. Результаты внешних проверок являются важным элементом современной модели управления качеством и безопасностью медицинской деятельности, которые должны быть интегрированы в работу медицинской организации любого профиля для использования в системе непрерывного повышения качества.

    Авторы: Зигангареева Г. Г., Королева О. И., Хусаинова Д. К.

    Темы: внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности5 медико-экономическая экспертиза2 обязательное медицинское страхование65 экспертиза качества медицинской помощи7

    Подробнее >

  • 2023 № 6 Обзор состояния стоматологической помощи детскому населению Тверской области за период 2016–2020 г. г.

    Эффективное оказание стоматологической помощи должно основываться на достоверной информации оказания стоматологических услуг детям в условиях обязательного медицинского страхования и статистических данных оказания стоматологической помощи детям. Обзор статистических показателей необходим для дальнейшего планирования деятельности стоматологической службы по оказанию стоматологической помощи детям.
    Цель исследования: провести обзор статистических данных оказания стоматологической помощи детям в государственных учреждениях Тверской области.
    Материалы и методы. Проведён обзор, анализ, сбор и сопоставление агрегированных данных за 2016–2020 г. г. Тверской области: статистических данных по демографии, анализ показателей работы стоматологической службы, анализ показателей доступности стоматологической помощи детскому населению по анкетированию родителей/законных представителей пациентов детского возраста, анализ кадрового потенциала и анкетирование стоматологов по профилю «Стоматология детская».
    Результаты. Данная статья посвящена обзору деятельности государственных учреждений здравоохранения Тверской области, оказывающих стоматологическую помощь детскому населению в рамках обязательного медицинского страхования.
    Результаты исследования свидетельствуют о том, что распространённость кариеса зубов среди детей Тверской области стабильно высока. Необходимы дальнейшие профилактические программы и дополнительные исследования для улучшения стоматологического здоровья детей.

    Авторы: Жукова К. В., Коновалов О. Е.

    Темы: доступность8 качество5 квалификация врачей2 обзор2 обязательное медицинское страхование65 профилактика стоматологических заболеваний1 статистика5 стоматологическая помощь детям1

    Подробнее >

  • 2023 № 2 Анализ лекарственного обеспечения пациентов со злокачественными новообразованиями на стационарном этапе лечения

    Лекарственное обеспечение пациентов со злокачественными новообразованиями в условиях стационара и дневного стационара в субъектах и федеральных округах Российской Федерации изучено недостаточно. Между тем, на закупку лекарственных препаратов для этих пациентов ежегодно тратятся сотни миллиардов рублей. Целью исследования является анализ лекарственного обеспечения пациентов со злокачественными новообразованиями на стационарном этапе лечения. Мы проанализировали закупки лекарственных препаратов за счёт средств ОМС в субъектах и федеральных округах РФ по данным сайта zakupki.gov.ru. Для сравнения федеральных округов и субъектов между собой мы сравнили суммы, потраченные на закупку лекарственных препаратов за счёт средств ОМС, в пересчёте на 1 пациента с впервые установленным диагнозом ЗНО в каждом федеральном округе и субъекте, соответственно. Мы обнаружили существенные различия в лекарственном лечении пациентов с ЗНО не только между федеральными округами, но и субъектами внутри федерального округа. Причём разница в лекарственном обеспечении пациентов конкретными лекарственными препаратами в субъектах достигает кратных значений. Также по-разному используются лекарственные препараты с пероральным способом применения с разнонаправленной
    тенденцией в федеральных округах их применения в течение последних двух лет. Лекарственное обеспечение пациентов со злокачественными новообразованиями в субъектах Российской Федерации на стационарном этапе лечения существенно различается, пациенты имеют различную доступность к лекарственным препаратам с пероральным способом применения.

    Авторы: Линник С. А., Александрова О. Ю.

    Темы: злокачественные новообразования7 лекарственное обеспечение3 лекарственные препараты10 медицинская помощь в условиях стационара1 обязательное медицинское страхование65

    Подробнее >

  • 2023 № 1 Обзор работы государственной стоматологической службы Тверской области в 2021 году

    Забота о здоровье населения Тверского региона является важным направлением социальной региональной политики. Основной задачей стоматологической службы Тверской области является сохранение и укрепление здоровья граждан Тверского региона, увеличение роли профилактики стоматологических заболеваний, формирование модели организации стоматологической отрасли, обеспечивающей доступность и качество оказания стоматологической помощи, повышение эффективности стоматологических услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.
    Цель исследования – анализ статистических данных стоматологической службы государственных учреждений здравоохранения Тверской области.
    Материалы и методы. Проведен анализ статистических данных, отражающих демографические показатели, статистику структуры стоматологической службы, укомплектованность кадрами, распределение стоматологов по учреждениям Тверской области, качество оказания стоматологической помощи, основные показатели работы стоматологической службы Тверской области, показатели лечебно-профилактической работы.
    Результаты. Настоящее исследование посвящено анализу деятельности государственных медицинских учреждений здравоохранения Тверской области, оказывающих стоматологическую помощь населению Тверской области. Показатели обеспеченности врачами-стоматологами в данной области (без учета ортопедов и ортодонтов) составляют 3,82 должности на 10 тыс. населения (всего 426,25 ставок). Показатели обеспеченности населения региона кадрами стоматологов составляют 4,3 должности на взрослое население региона. Выявлены дефицитные специальности: детские стоматологи, ортодонты, в районных учреждениях отмечен недостаток ортопедов. Доля занятых штатных должностей по специальности «Детская стоматология» составила 49%, что отражает необходимость для подготовки кадров данного направления. Выявлены трудности с организацией профилактических осмотров детского населения, низкий процент осмотренных лиц.
    Выводы. На территории г. Твери и Тверской области в целом функционируют городские, районные, областные медицинские учреждения здравоохранения, оказывающие стоматологическую помощь населению. В ходе статистического анализа выявлен ряд затруднений, которые требуют дальнейших действий со стороны медицинского сообщества, общественных организаций. Необходима разработка комплексных мер решения дефицита детских стоматологов на уровне Министерства Здравоохранения и образовательных учреждений. Освещены сложности проведения профилактических осмотров среди населения различных групп. Важно укрепление профилактического профиля с целью снижения случаев осложненного кариеса, удаления зубов. Развитие гигиенического направления позволит увеличить информированность населения об особенностях
    гигиены зубов и полости рта, способах профилактики и лечения стоматологических заболеваний.

    Авторы: Жукова К. В., Гаврилова О. А., Коновалов О. Е., Жуков С. В., Морозов А. М.

    Темы: доступность8 качество5 квалификация врачей2 обязательное медицинское страхование65 стоматологическая помощь1 стоматологическая служба1 стоматологические заболевания1 укрепление здоровья2 экспертиза качества3

    Подробнее >

  • 2022 № 7 Актуальные вопросы организации и финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи

    В статье проводится исторический экскурс изменений в подходах к финансовому обеспечению высокотехнологичной помощи, дан анализ причин этих изменений, показана система, сложившаяся на данный момент.
    Даны комментарии по поводу наиболее актуальных изменений, касающихся финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе связанных с нынешней экономической ситуацией в связи с введением целого ряда санкций.

    Авторы: Чилилов А. М.

    Темы: высокотехнологичная медицинская помощь17 обязательное медицинское страхование65 субвенции3 субсидии1 федеральный бюджет10 финансовое обеспечение3

    Подробнее >

  • 2018 № 9 Влияние деятельности медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь детям, на экономику региона

    Проведен анализ 467122 записей в медицинской информационной системе организации за 2016 г., характеризующих обращение детей с целью оказания медицинской помощи, 9533 случаев, когда был выдан листок нетрудоспособности (ЛН) по уходу. Оценены затраты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) и фонда социального страхования, внутреннего регионального продукта при лечении ребенка. Установлено, что бюджет региона теряет в 8,9 раза больше суммы средств ОМС, затраченных на лечение ребенка, если выдан ЛН. Это требует активного проведения профилактических мероприятий детям

    Авторы: Чолоян С. Б., Екимов А. К., Павловская О. Г., Шеенкова М. В., Данилова Л. В.

    Темы: внутренний валовый продукт1 обязательное социальное страхование1 обязательное медицинское страхование65 оплата листка нетрудоспособности1 профилактические мероприятия детям1

    Подробнее >

  • 2015 № 6 О необходимости большей преемственности и взаимосвязи между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества и безопасности медицинской деятельности

    В статье показана недостаточная преемственность и взаимосвязь между контролем качества медицинской помощи в системе ОМС и контролем качества и безопасности медицинской деятельности. Назван ряд проблем, существующих в этой связи в практическом здравоохранении, одной из которых является отсутствие в большинстве медицинских организаций страны систем внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Предложено создать единый для всего здравоохранения РФ Порядок экспертизы качества и безопасности медицинской помощи, независимо проводится ли данная экспертиза в медицинской организации, участвующей в реализации программ ОМС, или же она проводится в медицинской организации, которая в реализации программ ОМС не участвует.

    Авторы: Пивень Д. В., Кицул И. С.

    Темы: контроль качества и безопасности медицинской деятельности15 контроль качества медицинской помощи5 медицинская организация69 обязательное медицинское страхование65 экспертиза качества3

    Подробнее >

  • 2014 № 3 Итоги реформирования системы ОМС в 2010–2013 гг. Анализ недостатков существующей системы ОМС

    В статье рассматривается действующая на территории Российской Федерации система обязательного медицинского страхования, проведен комплексный анализ основных проблем и недостатков, установлены причинно-следственные связи между ними. Ранее известные и неоднократно описанные по отдельности проблемы систематизированы, дополнены новыми, выявленными в ходе анализа. Сформулированы основные направления реформирования системы ОМС.

    Авторы: Кравченко В. В., Шаталин Е. В.

    Темы: конкуренция2 мотивационный кризис1 обязательное медицинское страхование65 программа государственных гарантий8 страховые медицинские организации15

    Подробнее >

  • 2018 № 10 Опыт МКДЦ по оказанию медицинской помощи в рамках ОМС и платных услуг

    В статье рассматриваются различия нормативно-правовой базы в регулировании системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и платных услуг. Выявлено, что условия, лежащие в основе системы ОМС, наиболее полно могут быть реализованы в рамках каузального подхода к диагностике и лечению заболеваний. Каузальный подход в рамках ОМС позволяет реагировать на причину заболевания быстро, оперативно и доступно. Сделан вывод о том, что реализация систем ОМС и платных услуг в медучреждении требует их разного позиционирования, в этом случае они будут не дублировать и конкурировать, а гармонично дополнять друг друга. В статье представлен опыт межрегионального клинико-диагностического центра (МКДЦ) в организации платных услуг на основе системного подхода, который позволяет сформировать целостную картину заболевания с учетом множества факторов и мнений различных специалистов. Концептуальные различия организации медицинской помощи в системах ОМС (каузальный подход) и платных услуг (системный подход) в рамках деятельности МКДЦ позволили дифференцировать эти две системы, как взаимодополняющие друг друга и позволяющие максимально полно удовлетворить потребности населения в медицинских услугах.

    Авторы: Куприянов Р. В., Хайруллин Р. Н.

    Темы: добровольное медицинское страхование3 каузальный подход1 лечебно- профилактические учреждения6 обязательное медицинское страхование65 системный подход2

    Подробнее >

  • 2016 № 9 Новый механизм финансирования высокотехнологичной медицинской помощи в 2017 году: особенности и риски

    Согласно принятым в июле поправкам в законодательство, федеральные медицинские учреждения будут получать в 2017 году государственные средства на оказание высокотехнологичной медицинской помощи из Федерального фонда ОМС напрямую, а не из бюджета своего учредителя или страховых организаций. Таким образом, в отношении федеральных клиник планируется реализовать механизм финансирования дорогостоящих медицинских вмешательств, который, по мнению авторов, не является ни бюджетным, ни страховым. Авторами показано, что законодательные новшества и сопряженные с ними риски потребуют от Минздрава России и Федерального фонда ОМС серьезной работы по обеспечению необходимой доступности для граждан затратных, но наиболее результативных методов оказания медицинской помощи.

    Авторы: Перхов В. И., Колесников С. И., Горин С. Г.

    Темы: высокотехнологичная медицинская помощь17 обязательное медицинское страхование65 финансирование федеральных медицинских учреждений1

    Подробнее >

  • Консультурует мз
  • 2021 № 5 НОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    Одним из серьезнейших новшеств в системе обязательного медицинского страхования является изменение порядка проведения контрольных мероприятий.
    В соответствии с новой редакцией Федерального закона № 326-ФЗ (в соответствии с положениями Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения устанавливает теперь не Федеральный фонд ОМС, а Минздрав России.
    При этом меняются как участники системы ОМС, имеющие полномочия по проведению контрольных мероприятий, так и порядок проведения контроля.

    Авторы: Кобякова О. С., Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Базарова И. Н., Чилилов А. М., Митрошин П. В.

    Темы: контроль объемов и качества медицинской помощи2 медицинские организации35 обязательное медицинское страхование65 страховые медицинские организации15 территориальные фонды омс4 федеральный фонд омс10

    Подробнее >

  • Консультирует «МЗ»
  • 2021 № 2 Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в 2021 году

    Анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования показывает, что в 2021–2023
    годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, связанную с распространением коронавирусной инфекции COVID‑19, продолжится рост объемов финансового обеспечения системы обязательного медицинского страхования. Серьезные изменения в финансовых потоках в системе обязательного медицинского страхования связаны с принятием Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
    Поэтому в данной работе оценка основных изменений в финансовом обеспечении системы обязательного медицинского страхования осуществляется с учетом этих основных факторов.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н., Ендовицкая Ю. В.

    Темы: covid-1931 бюджет федерального фонда омс1 дефицит8 доходы8 здравоохранение42 межбюджетные трансферты4 обязательное медицинское страхование65 расходы12 субвенции3 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2019 № 5 Порядок софинансирования заработной платы вновь принятым работникам в первичное звено

    В своем Указе от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Президент поставил задачу обеспечить достижение целого ряда целей и целевых показателей в сфере здравоохранения. К их числу относится ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
    Для содействия решению этой задачи был разработан механизм софинансирования расходов на заработную плату государственных (муниципальных) учреждений, которые обеспечивают повышение укомплектованности работников. Соответствующие изменения были внесены в Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (часть 6.6. статьи 26).
    Данная статья посвящена порядку формирования, условиям предоставления медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования, средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренных для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

    Авторы: Кадыров Ф. Н.

    Темы: государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения4 кадры здравоохранения5 нормированный  страховой  запас3 обязательное медицинское страхование65 софинансирование3 терри- ториальные  фонды  обязательного  медицинского  страхования1

    Подробнее >

  • 2015 № 8 Нормативно-правовое регулирование государственно-частного (муниципально-частного) партнерства

    В статье рассматривается законодательство, связанное с государственно-частным партнерством и муниципально-частным партнерством, особенности его использования применительно к бюджетной сфере. Приводится также анализ возможного влияния нового законодательства на инвестиционную активность в условиях нынешнего экономического кризиса. Показаны законодательные возможности и ограничения для реализации проектов государственно-частного партнерства с участием государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н.

    Темы: государственно-частное партнерство5 государственные (муниципальные) учреждения11 законодательство7 инвестиции1 муниципально-частное партнерство1 обязательное медицинское страхование65 финансирование16 эффективность17

    Подробнее >

  • 2020 № 5 Российское здравоохранение на фоне коронавируса COVID-19: возможности и угрозы

    Эффективность функционирования любой общественной системы, включая здравоохранение, определяется адекватностью ее нормативно-правового регулирования. Ситуация с коронавирусом обнажила многие проблемы в этой сфере, ряд из который был оперативно решен с той или иной степенью успешности. Однако остается еще много неурегулированных вопросов и необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования здравоохранения. Это касается, в том числе, и вопросов оплаты труда медицинских работников, занятых оказанием медицинской помощи пациентам, у которых выявлена коронавирусная инфекция COVID-19. В статье представлен проведенный анализ порядка осуществления выплат стимулирующего характера за счет федеральных средств, предложены меры по его совершенствованию. В статье приведен SWOT-анализ состояния российского здравоохранения на фоне распространения коронавируса COVID-19.

    Авторы: В.  И.  Стародубов, Ф.  Н.  Кадыров, О.  В.  Обухова, И.  Н.  Базарова, Ю.  В.  Ендовицкая, Н.  Я.  Несветайло

    Темы: covid-1931 здравоохранение42 коронавирус3 кризис.3 медицинские организации35 обязательное медицинское страхование65 финансирование16

    Подробнее >

  • 2018 № 4 Источники финансового обеспечения оказания экстренной медицинской помощи

    Предусмотренное законодательством требование безотлагательного и бесплатного оказания экстренной медицинской помощи требует четкого определения того, кто именно в конкретной ситуации будет возмещать затраты медицинским организациям, оказавшим эту помощь. Так, несмотря на наличие подзаконных актов, часто встречаются ситуации, когда представители МВД и других силовых структур отказываются от оплаты оказанной медицинскими организациями их сотрудникам экстренной помощи, ссылаясь на вышеуказанное законодательное требование.
    Немало проблем возникает и при оказании экстренной помощи в системе обязательного медицинского страхования. Нерешенным является вопрос: подлежит ли оплате экстренная медицинская помощь, оказанная сверх утвержденных объемов?
    Не урегулирована до конца и проблема возмещения экстренной помощи незастрахованным гражданам. Особенно актуальны эти проблемы для частных медицинских организаций.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Сорокина Ю. А.

    Темы: договоры на оказание медицинской помощи1 здравоохранение42 обязательное медицинское страхование65 оказание медицинской помощи в экстренной форме2 платные медицинские услуги24 финансовое обеспечение оказания медицинской помощи2

    Подробнее >

  • 2017 № 1 Финансирование здравоохранения в 2017 году – очередной парадокс: средств стало меньше, чем планировалось на 2016 год, но финансовое обеспечение отрасли улучшилось

    В последние годы средства федерального бюджета тесно переплетаются с бюджетом Федерального фонда ОМС – их невозможно анализировать отдельно друг от друга. Финансирование из федерального бюджета сокращается, но бюджет Федерального фонда ОМС на 2017 год выгодно отличается от предыдущих благодаря тому, что 2016 год был неожиданно исполнен с профицитом. При этом, большие переходящие остатки на 2017 год оцениваются уже не как негативный фактор, как это было раньше, а как положительный, поскольку они связаны с отказом государства от изъятия в федеральный бюджет планировавшихся сумм. Поэтому резкое падение финансирования здравоохранения из федерального бюджета еще не означает ухудшения финансирования отрасли – меняются каналы движения средств. Это связано с тем, что государство наконец-то осознало, что превращение бюджета Федерального фонда ОМС в «кормушку» для других бюджетов не обеспечит выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. Кроме того, произошли серьезные изменения в порядке финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС – она с 2017 года почти полностью будет финансироваться за счет средств ОМС. В статье дается анализ динамики и направлений финансирования здравоохранения из различных источников.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: дефицит8 доходы8 здравоохранение42 инфляция2 консолидированный бюджет1 обязательное медицинское страхование65 профицит2 расходы12 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2016 № 9 Перспективы реализации «майских» Указов Президента в сфере здравоохранения

    2017 год является ключевым в вопросах реализации «майских» Указов Президента. Несмотря на сложные финансовые условия, существует достаточно много путей достижения заданных Указами уровней оплаты труда. Намечены реальные меры по финансовому обеспечению этих мероприятий. Однако более важным является не то, как обеспечить намеченный уровень оплаты труда, а как достичь целей Указов, которые не сводятся к простому повышению заработной платы.

    Авторы: Кадыров Ф. Н.

    Темы: бюджет6 заработная плата4 обязательное медицинское страхование65 сокращение численности1 указы президента1 эффективный контракт22

    Подробнее >

  • 2018 № 8 Вопросы применения лизинга в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения

    Сложные экономические условия приводят к тому, что резко сокращаются расходы бюджетов всех уровней на приобретение оборудования. Государственные (муниципальные) учреждения вынуждены искать другие источники и каналы финансирования закупок оборудования. В этом отношении лизинг за счет средств обязательного медицинского страхования представляется интересным, но малопонятным инструментом. Особенно, учитывая разнообразие его форм. Тем более, что использование лизинга в системе обязательного медицинского страхования наталкивается на ряд серьезных ограничений.
    Между тем, грамотное заключение договоров лизинга, действительно, в ряде случаев дает возможность решать проблемы получения за счет средств обязательного медицинского страхования оборудования, превышающего по стоимости 100 тыс.руб.

    Авторы: Кадыров Ф. Н.

    Темы: госзакупки1 договор3 лизинг3 обязательное медицинское страхование65 приобретение оборудования1 финансовая аренда1

    Подробнее >

  • 2015 № 5 Вопросы использования стандартов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования

    Статья посвящена анализу законодательства, других нормативных актов, связанных с применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, контролем качества медицинской помощи и применением штрафных санкций к медицинским организациям в системе обязательного медицинского страхования.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н.

    Темы: критерии качества медицинской помощи1 медико-экономическая экспертиза2 обязательное медицинское страхование65 порядки оказания медицинской помощи2 стандарты медицинской помощи12 штрафные санкции1 экспертиза качества медицинской помощи7

    Подробнее >

  • 2020 № 8 Изменения в порядке финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на современном этапе распространения коронавирусной инфекции

    В условиях распространения коронавирусной инфекции основной проблемой медицинских организаций является не очевидный рост затрат на оказание медицинской помощи, связанный с обеспечением санитарно-эпидемиологического режима (средства индивидуальной защиты, для дезинфекции и т. д.), а снижение доходов из-за падения объемов плановой медицинской помощи, приостановки профилактических мероприятий, простоев (в период проведения мероприятий по перепрофилированию и т. д.).
    Государство оперативно отреагировало на подобную ситуацию, внеся изменения в соответствующее законодательство, приняв целый ряд специальных нормативных правовых актов. Однако реализация этих достаточно разнообразных мер связана с целым рядом факторов, таких как: наличие или отсутствие ограничительных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; участие или неучастие в оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией; периоды, в рамках которых действует тот или иной порядок авансирования и т. д. Все это вызывает сложности в понимании того, какой механизм финансового обеспечения применяется к данной конкретной ситуации, каковы должны быть действия медицинских организаций.
    Данная статья посвящена анализу способов финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на различных этапах борьбы с коронавирусной инфекцией.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Чилилов А. М.

    Темы: авансирование1 медицинские организации35 объемы медицинской помощи4 обязательное медицинское страхование65 оплата медицинской помощи6 страховые медицинские организации15 финансовое обеспечение3

    Подробнее >

  • 2016 № 7 Возможности использования средств ОМС для финансирования лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи больным редкими заболеваниями

    В статье анализируются возможности использования средств обязательного медицинского страхования для лекарственного обеспечения пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями при оказании медицинской помощи в условиях стационара и дневного стационара.

    Авторы: Соколов А. А., Александрова О. Ю., Кадыров Ф. Н., Косякова Н. В.

    Темы: обязательное медицинское страхование65 орфанные лекарственные препараты1 редкие (орфанные) болезни2 способы оплаты медицинской помощи5

    Подробнее >

  • 2014 № 8 Анализ возможных последствий введения соплатежей неработающего населения в систему обязательного медицинского страхования

    В соответствии с действующим законодательством взносы на обязательное медицинское страхование работающего законодательства вносят работодатели. Взносы на неработающее население (дети, пенсионеры и т.д.) уплачивают субъекты Российской Федерации. Минфин России предложил ввести механизм, в соответствии с которым взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (за исключением некоторых категорий) вносили бы сами неработающие. Последствия реализации таких предложений неоднозначны. Статья посвящена анализу последствий реализации предложений Минфина России о введению соплатежей в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

    Авторы: Кадыров Ф. Н.

    Темы: неработающие граждане1 обязательное медицинское страхование65 соплатежи3 страховые платежи1 федеральный фонд обязательного медицинского страхования2

    Подробнее >

  • 2020 № 1 Финансирование здравоохранения в 2020 году: приоритеты в рамках национального проекта «Здравоохранение»

    Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2020–2022 годах, несмотря на слож¬ную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Среди приоритетов 2020 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Феде¬рации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС также осущест¬вляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т.д.). В частности, за счет средств ОМС предусмотрено материальное стимулирование работников за выявление онкологических заболеваний. К числу положительных моментов можно отнести межбюджетные трансферты в бюджет ФОМС из федерального бюджета на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родовых сертификатов. Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н.

    Темы: дефицит8 доходы8 здравоохранение42 межбюджетные трансферты4 обязательное медицинское страхование65 расходы12 страховые взносы2 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2019 № 3 Вопросы оплаты медицинской помощи, оказанной сверх установленных объемов предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования

    В настоящее время для медицинских организаций крайне актуальными являются вопросы, связанные с превышением установленных объемов предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). Это так называемая проблема «сверхплановых пациентов». Действующее законодательство не предполагает оплаты сверхплановых объемов. Но строго уложиться в выделенные объемы медицинской помощи практически невозможно, поскольку уровень заболеваемости трудно предсказать с высоким уровнем точности. В рамках действующей нормативной базы все финансовые риски в этой ситуации падают на медицинскую организацию, что не соответствует логике страхования. Тем не менее есть определенные варианты смягчения данной проблемы. Это иллюстрирует и судебная практика, сложившаяся в этой сфере.

    Авторы: Кадыров Ф. Н.

    Темы: комиссия по разработке территориальной программы омс2 медицинские организации35 объемы медицинской помощи4 обязательное медицинское страхование65 санкции4 страховые медицинские организации15 судебная практика3

    Подробнее >

  • 2020 № 3 Проблемы оплаты медицинской помощи, оказанной жителям других субъектов Российской Федерации, в рамках обязательного медицинского страхования

    Законодательство гарантирует гражданам право на получение медицинской помощи по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) на всей территории Российской Федерации. Но в ряде случаев в соответствии с действующим законодательством для получения медицинской помощи требуется направление. Это касается и ситуаций получения медицинской помощи за пределами субъекта Российской Федерации, в котором застрахован гражданин. Система подобных направлений в медицинские организации, расположенные в другом регионе, более или менее урегулирована лишь при направлении в федеральные медицинские организации. Ситуация еще больше осложняется тем, что высшие судебные инстанции вопреки нормам законодательства, принимают решения, фактически нивелирующие требования наличия направления. При этом оплата медицинской помощи, оказанной за пределами региона, на территории которого выдан полис ОМС, зависит от оплаты этой помощи со стороны Территориального фонда этого региона. Это приводит к многочисленным задержкам с оплатой и, как следствие, снижает заинтересованность медицинских организаций в оказании медицинской помощи «иногородним». Страдают в итоге пациенты. Все это ставит вопрос о необходимости совершенствования действующего механизма проведения межтерриториальных взаиморасчетов в системе ОМС.

    Авторы: Ф.  Н.  Кадыров, О.  В.  Обухова, Ю.  В.  Ендовицкая

    Темы: медицинские организации35 межтерриториальные расчеты2 нормированный  страховой  запас3 обязательное медицинское страхование65 оплата медицинской помощи6 страховые медицинские организации15 территориальные  фонды  обязательного  медицинского  страхования2 федеральный фонд обязательного медицинского страхования2

    Подробнее >

  • 2018 № 1 Перспективы финансирования здравоохранения в 2018 году

    Нынешний 2018 год с точки зрения объемов финансирования здравоохранения будет выгодно отличаться от предыдущих – предполагается резкое увеличение финансирования за счет всех видов источников. Однако это связано не только с ростом доходов, но и с изменением структуры расходов. Она становится более рациональной – «ресурсосберегающей» (например, уменьшение доли расходов на более затратную стационарную помощь в федеральном бюджете). В системе же обязательного медицинского страхования происходит отказ от ряда «непрофильных» расходов.
    Все это должно положительно сказаться на развитии здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: дефицит8 доходы8 здравоохранение42 обязательное медицинское страхование65 профицит2 расходы12 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2024 № 2 Перспективы финансового обеспечения и функционирования системы обязательного медицинского страхования.

    Целью данного исследования является анализ финансовых аспектов функционирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в современных условиях, характеризующихся значительными экономическими, территориальными, структурными изменениями и т. д.
    Дана оценка динамики основных параметров бюджета Федерального фонда ОМС, в том числе с точки зрения финансовой устойчивости системы ОМС.
    Проведен анализ соотношения расходов бюджета Федерального фонда ОМС и субвенций, выделяемых территориальным фондам, с акцентом на темпы прироста показателей и т. д.
    Оценены дополнительные направления использования средств, соответствующие новым задачам, стоящим перед системой обязательного медицинского страхования.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Митрошин П. В., Чилилов А. М.

    Темы: доходы8 нормированный  страховой  запас3 обязательное медицинское страхование65 расходы12 субвенции субъектам российской федерации1

    Подробнее >

  • 2017 № 10 Финансовые резервы государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения

    Сложная экономическая ситуация выводит на повестку дня всевозможные варианты оптимизации, поиска резервов и т. д. в государственных (муниципальных) учреждениях. Многие руководители учреждений искренне считают, что резервов поиска средств для повышения заработной платы в рамках «майских» Указов Президента уже давно нет, но при этом даже не начинали заниматься нормированием, введением профессиональных стандартов и другими мерами, намеченными этими Указами. И эффективный контракт ввели лишь формально. Многие учреждения не утруждают себя тем, чтобы реализовать те возможности, которые предоставляют то же самое нормирование, эффективный контракт и т. д., рассматривая их лишь как формальную меру, лишнюю и ненужную для себя работу. С другой стороны, и правовая среда, в которой работают учреждения, зачастую не позволяется реализовать законодательно предусмотренные возможности привлечения дополнительных ресурсов и т. д. Эти проблемы рассматриваются в настоящей публикации

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н.

    Темы: кадровый потенциал2 нормирование4 обязательное медицинское страхование65 оплата труда19 оптимизация6 платные услуги1 ресурсы1 стимулирование3 экономия1

    Подробнее >

  • 2014 № 2 Перспективы финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи

    В соответствии с законодательством, высокотехнологичная медицинская помощь поэтапно переводится в систему обязательного медицинского страхования. Однако механизм организации оказания высокотехнологичная медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, порядок финансового обеспечения и т.д. остаются не до конца понятными. Анализу проблем, возникающих в связи с этим, обзору предполагаемых подходов к их решению посвящен данный материал.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Сорокина Ю. А.

    Темы: высокотехнологичная медицинская помощь17 обязательное медицинское страхование65 специализированная медицинская помощь4 федеральные учреждения здравоохранения1 федеральный бюджет10 финансовое обеспечение оказания медицинской помощи2

    Подробнее >

  • 2022 № 3 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год: логика и основные положения в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией

    Изменения в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов по сравнению с предыдущими годами тесно связаны с современным этапом борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID‑19. Вместе с тем, учитывая, что логика вносимых изменений не всегда очевидна, необходимо отталкиваться как от сегодняшнего состояния здравоохранения, так от анализа того, как новации скажутся на развитии отрасли в предстоящем периоде.

    Авторы: Обухова О. В., Кадыров Ф. Н., Ендовицкая Ю. В., Базарова И. Н., Сычев Ю. П.

    Темы: государственные гарантии в сфере здравоохранения1 нормативы финансовых затрат3 обязательное медицинское страхование65 подушевое финансирование6 способы оплаты медицинской помощи5

    Подробнее >

  • 2021 № 10 КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    Среди показателей, служащих для оценки финансового состояния медицинских организаций, одним из важнейших является кредиторская задолженность, которая характеризует риски для их нормальной деятельности.
    В данной статье эта проблема рассматривается применительно к системе обязательного медицинского страхования с точки зрения факторов, не зависящих от самих медицинских организаций.

    Авторы: Обухова О. В., Сычев Ю. П., Кадыров Ф. Н., Базарова И. Н.

    Темы: кредиторская задолженность1 медицинские организации35 обязательное медицинское страхование65 расходы12

    Подробнее >

  • 2017 № 7 Вопросы создания и функционирования централизованных лабораторий в системе обязательного медицинского страхования

    Централизация лабораторной диагностики – веление времени, связанное с преимуществами, которые она обеспечивает. Однако обращение к этой теме связано и с новыми факторами, которые рассматриваются в статье. Различие региональных особенностей организации здравоохранения, наличие различных источников финансового обеспечения медицинских организаций и т. д. предполагает различие конкретных моделей централизации, системы финансовых взаимоотношений и т. д. Кроме того, централизация лабораторной службы, обладая несомненными достоинствами, несет в себе также определенные риски и угрозы, которые необходимо учитывать. В статье рассматриваются эти и другие вопросы, связанные с практическими аспектами централизации лабораторной службы

    Авторы: Кадыров Ф. Н.

    Темы: аутсорсинг4 лабораторная диагностика2 обязательное медицинское страхование65 оплата медицинской помощи6 организация здравоохранения15 централизованные лаборатории1 эффективность17

    Подробнее >

  • 2020 № 4  Влияние коронавируса Сovid-19 на ситуацию в российском здравоохранении 

    Относительно медленные начальные темпы распространения коронавируса COVID-19 в России имеют свои объективные причины, связанные с размерами территории, плотностью проживания населения, туристической активностью населения и т.д. Они сыграли свою положительную роль, позволив лучше подготовиться к борьбе с коронавирусом, учитывая в том числе и опыт стран, где темпы и масштабы распространения коронавируса были гораздо выше.
    Несмотря на серьезный урон экономике, пока нет глобальных финансовых угроз для здравоохранения. Однако важно, чтобы ресурсы вовремя поступали в медицинские организации в условиях масштабного перепрофилирования коек и т.д. Неизбежные периоды простоя в периоды перепрофилирования, нахождения в режиме ожидания и т.д., приводят к тому, что многие медицинские организации рискуют оказаться в сложной финансовой ситуации даже при достаточности ресурсов в отрасли. Поэтому на данном этапе порой важнее не серьезные финансовые вливания, а механизмы, направленные на компенсацию выпадающих доходов медицинских организаций.

    Авторы: Стародубов В.  И., Кадыров Ф.  Н., Обухова О.  В., Базарова И.  Н., Ендовицкая Ю.  В., Несветайло Н.  Я.

    Темы: covid-1931 здравоохранение42 коронавирус3 кризис.3 медицинские организации35 обязательное медицинское страхование65 финансирование16

    Подробнее >

  • 2022 № 6 Изменения в порядке проведения контрольных мероприятий в системе обязательного медицинского страхования в 2022 году

    Одним из важнейших новшеств в системе обязательного медицинского страхования 2021 года явилось изменение порядка проведения контрольных мероприятий. При этом изменились как участники системы ОМС, имеющие полномочия по проведению контрольных мероприятий, так и порядок проведения контроля.
    В данной работе анализируются очередные, достаточно объемные изменения в системе контрольных мероприятий, произошедшие уже в 2022 году. Дается оценка влияния этих изменений на эффективность контроля и на работу медицинских организаций.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Чилилов А. М., Митрошин П. В.

    Темы: контроль объемов и качества медицинской помощи2 медицинские организации35 обязательное медицинское страхование65 санкции4 штрафы2

    Подробнее >

  • 2019 № 1 Финансирование здравоохранения в 2019 году: новые приоритеты и каналы движения средств

    Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2019–2021 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Так, размер расходов на здравоохранение из федерального бюджета растет не только в абсолютном выражении, но также занимает всё большую долю в структуре расходов федерального бюджета. Рост расходов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) не так ярко выражен, но в абсолютном выражении все же достаточно большой. Среди приоритетов 2019 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, а также высокотехнологической медицинской помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС осуществляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т. д.). Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: дефицит8 доходы8 здравоохранение42 межбюджетные трансферты4 обязательное медицинское страхование65 расходы12 страховые взносы2 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2021 № 3 Ключевые изменения в полномочиях участников системы обязательного медицинского страхования в 2021 году

    Настоящая публикация посвящена анализу вступивших в силу с 01.01.2021 г. изменений в Федеральном законе
    «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ, а также других связанных с этим нормативных правовых актов.
    Целью работы является анализ причин, приведших к необходимости совершенствования нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования; содержание основных изменений в федеральном законодательстве и в других нормативных правовых актах, регулирующих сферу обязательного медицинского страхования (прежде всего – с точки зрения полномочий основных участников ОМС), а также оценка последствий этих изменений.

    Авторы: Кобякова О. С., Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Базарова И. Н., Чилилов А. М.

    Темы: медицинские организации35 обязательное медицинское страхование65 полномочия участников омс1 страховые медицинские организации15 территориальные фонды омс4 федеральный фонд омс10

    Подробнее >

  • 2019 № 4 Обзор судебной практики по вопросам оплаты сверхплановых объемов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования

    Несмотря на достаточно жесткие законодательные нормы, касающиеся оплаты медицинской помощи, оказанной сверх выделенных комиссией по разработке территориальной программы ОМС объемов, а также сложившуюся практику взаимоотношений между медицинскими организациями – с одной стороны и страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами ОМС – с другой стороны, судебная практика часто демонстрирует другие подходы. Хотя действующее законодательство не предполагает оплаты сверхплановых объемов медицинской помощи, суды часто становятся на сторону медицинских организаций. Тем самым и сложившаяся судебная практика иллюстрирует наличие проблем в этой сфере. Данная статья посвящена обзору судебной практики в вопросах оплаты сверхплановых объемов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Куфтова Ю. В

    Темы: комиссия по разработке территориальной программы омс2 медицинские организации35 объемы медицинской помощи4 обязательное медицинское страхование65 оплата медицинской помощи6 страховые медицинские организации15 судебная практика3

    Подробнее >

  • 2021 № 4 НОВАЯ СИСТЕМА ДОГОВОРОВ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    Система обязательного медицинского страхования регулируется большим числом нормативных правовых актов. Тем не менее, многие вопросы, связанные с взаимоотношением участников системы ОМС, и прежде всего – финансовые, определяются содержанием заключаемых между ними договоров. Данная статья посвящена анализу новой системы договоров, сложившейся в системе обязательного медицинского страхования в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также других, связанных с этим нормативных правовых актов. Произошли изменения не только в содержании договоров, но и в составе их участников. Кроме того, появился новый, ранее отсутствовавший вид договора. Целью работы
    является анализ изменений договоров в системе ОМС и их возможных последствий

    Авторы: Кобякова О. С., Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Ендовицкая Ю. В., Базарова И. Н., Чилилов А. М.

    Темы: договоры в системе омс1 медицинские организации35 обязательное медицинское страхование65 страховые медицинские организации15 территориальные фонды омс4 федеральный фонд омс10

    Подробнее >

  • 2016 № 1 Парадоксы финансирования здравоохранения в 2016 году: в системе ОМС обнаружились лишние средства, которые будут изъяты в федеральный бюджет

    При всей сложности экономической ситуации в стране здравоохранение по-прежнему остается одной из приоритетных сфер в вопросах финансирования. Несмотря на кризис, объем средств, выделяемых отрасли, увеличивается. Но, к сожалению, темпы роста расходов на здравоохранение отстают от темпов инфляции. Кроме того, значительная часть бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования не связана с оказанием медицинской помощи в системе ОМС. Расходы ОМС не ориентированы на выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. И несмотря на наличие серьезнейших финансовых проблем в системе ОМС, из бюджета Федерального фонда ОМС огромные средства изымаются в федеральный бюджет.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: бюджет6 дефицит8 доходы8 здравоохранение42 инфляция2 обязательное медицинское страхование65 расходы12 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2022 № 1 Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в 2022 году

    Важнейшим обстоятельством, влияющим на объемы и способы финансового обеспечения системы обязательного медицинского страхования, как и в последние два года, продолжает оставаться распространение коронавирусной инфекции COVID‑19.
    В предложенном материале рассматриваются не только показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, но и динамика показателей, в том числе в сопоставлении с темпами инфляции, а также с учетом других факторов.
    Вычленены новые направления использования средств обязательного медицинского страхования, рассмотрены причины их появления.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н., Ендовицкая Ю. В.

    Темы: covid-1931 бюджет6 дефицит8 доходы8 здравоохранение42 межбюджетные трансферты4 обязательное медицинское страхование65 расходы12 субвенции3 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2019 № 6 Новые правила обязательного медицинского страхования: основные изменения

    Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила) регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования. Новые Правила ОМС разработаны Минздравом России в соответствии с рекомендациями Минюста России. Суть этих рекомендаций заключалась в том, чтобы не вносить в существующие Правила ОМС очередные изменения, а утвердить новые Правила ОМС.В значительной степени произошедшие изменения связаны с информатизацией здравоохранения, с появлением законодательного регулирования применения телемедицинских технологий. Большая часть изменений затрагивает порядок расчёта величины санкций, применяемых к медицинским организациям в системе ОМС. В свою очередь, эти изменения отражают стремление снизить финансовую нагрузку на государственные (муниципальные) учреждения и облегчить для них задачу достижения уровня заработной платы, предусмотренного «майскими» Указами Президента 2012 года.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Куфтова Ю. В.

    Темы: медицинские организации35 обязательное медицинское страхование65 основания  для применения  санкций  в  системе  омс1 полис омс2 правила  омс1 санкции4 страховые медицинские организации15 телемедицинские технологии4 штрафы2

    Подробнее >

  • 2020 № 6 Оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса Covid-19

    Здравоохранение, как преимущественно государственная система, объективно подвержена серьезному регулированию в особых условиях функционирования, к которым относится и распространение коронавирусной инфекции COVID‑19. Немаловажно и то, что прямому или косвенному регулированию подвергается и частная система здравоохранения. При этом порой государственные органы вынуждены прибегать к «ручному управлению», последствия которых и для государственного, и для частного здравоохранения не всегда однозначны.

    Авторы: Стародубов В. И., Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н., Ендовицкая Ю. В.

    Темы: covid-1931 здравоохранение42 коронавирус3 кризис.3 медицинские организации35 обязательное медицинское страхование65 финансирование16

    Подробнее >

  • Вопросы и ответы
  • 2023 № 3 Вопросы соплатежей за лекарственные препараты при оказании специализированной медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию

    В статье на основе нормативно-правовых актов рассматриваются вопросы правомерности использования механизмов софинансирования (соплатежей) в системе обязательного медицинского страхования.
    Проанализированы ситуации и условия, в которых соплатежи являются правомерными.
    Делается вывод о необходимости не борьбы с этим явлением, а регламентация случаев соплатежей со стороны застрахованных граждан.

    Авторы: Кадыров Ф. Н.

    Темы: лекарственные препараты10 обязательное медицинское страхование65 программа госгарантий1 соплатежи3 софинансирование3

    Подробнее >