Финансовый менеджмент
  • 2022 № 1 Оценка экономических потерь вследствие развития инфекции области хирургического вмешательства

    Развитие инфекции области хирургического вмешательства неразрывно связано с финансовыми затратами и общественной репутацией учреждения. Лечебно-профилактическому учреждению необходимо выделять дополнительные средства из бюджета больницы на диагностические исследования, а также на лекарственные средства для лечения развившихся гнойно-септических осложнений. В результате чего лечебно-профилактические учреждения испытывают ежегодные дополнительные экономические потери.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – оценить экономический ущерб, причиняемый лечебно-профилактическим учреждениям, вследствие развития инфекций области хирургических вмешательств.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы . В ходе настоящего исследования был проведен анализ отечественных и зарубежных источников литературы по вопросу экономического ущерба от гнойно-септических осложнений в хирургической практике.
    Р е з у л ь т а т ы . Ущерб, наносимый развитием инфекций области хирургического вмешательства, достаточно весомый, и даже внедрение новых технологий и методов терапии не избавляет больных от их возможного появления. Предполагаемые затраты на инфекции области хирургического вмешательства варьируются в зависимости от региона, типа операции и степени инфицирования. Экономический анализ в данном случае необходим для исследования деятельности организаций с точки зрения оценки их работы с целью отслеживания и впоследствии более качественного управления процессами снабжения самого учреждения материальными средствами, а также использования внутренних резервов и их рациональным применением.
    В ы в о д ы . Распределение денежных средств в лечебно-профилактических учреждениях должно осуществляться рационально для обеспечения полноценной деятельности последних. При отсутствии предпринятых мер, направленных на предупреждение развития внутрибольничных инфекций, инфекция области хирургического вмешательства может возникнуть через какой-то промежуток времени после выписки больного из стационара, тем самым способствуя распространению и контаминации здоровых людей, что с социально-экономической точки зрения является нерентабельным.

    Авторы: Морозов А. М., Жуков С. В., Беляк М. А., Стаменкович А. Б.

    Темы: инфекции2 расходы12 экономическая эффективность11 экономические потери2 экономический анализ1

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2017 № 2 Анализ фактического использования ресурсов лабораторными службами больничных учреждений в РФ

    С целью оценки использования кадровых и материальных ресурсов для обеспечения лабораторных исследований на основе данных за 2014 г. изучена структура и уровень затрат на обеспечение лабораторной диагностики в 82 госпитальных учреждениях системы МЗ из одиннадцати регионов РФ. Полученные данные свидетельствовали, что лаборатории занимают 2,5% больничных площадей (медиана), в них заняты 4,2% всех сотрудников, в том числе 4,5% врачей больниц. В структуре общих расходов учреждения лабораторные расходы составляют 4,4% (1-ый квартиль – 2,9%, 3-ий – 6,4%). Эти затраты на 93,7% относятся на оплату труда, а также покупку реагентов и материалов. При этом, в лабораторных затратах, доля расходов на оплату труда были вдвое выше, чем на реагенты и материалы (62,9% и 28,7% соответственно). Медианный показатель издержек на оплату коммунальных расходов составил 1,9%, а на содержание оборудования – 1,2%. В качестве дополнительной задачи проводилась отдельная оценка ресурсных расходов микробиологических лабораторий. В половине ЛПУ эти затраты составляли не более 1% госпитальных расходов, хотя в десяти из тридцати девяти – превысили 1,8%. Медиана расходов на оплату труда, реагенты и материалы составила 92,6%. Как и для лабораторных затрат в целом, преобладающий вклад здесь вносили затраты на оплату труда.

    Авторы: Свещинский М. Л., Железнякова И. А., Кукушкин В. И., Семакова Е. В.

    Темы: лаборатория1 микробиология1 расходы12 стационар.2 структура затрат1

    Подробнее >

  • Консультирует «МЗ»
  • 2021 № 10 КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

    Среди показателей, служащих для оценки финансового состояния медицинских организаций, одним из важнейших является кредиторская задолженность, которая характеризует риски для их нормальной деятельности.
    В данной статье эта проблема рассматривается применительно к системе обязательного медицинского страхования с точки зрения факторов, не зависящих от самих медицинских организаций.

    Авторы: Обухова О. В., Сычев Ю. П., Кадыров Ф. Н., Базарова И. Н.

    Темы: кредиторская задолженность1 медицинские организации33 обязательное медицинское страхование64 расходы12

    Подробнее >

  • 2022 № 1 Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в 2022 году

    Важнейшим обстоятельством, влияющим на объемы и способы финансового обеспечения системы обязательного медицинского страхования, как и в последние два года, продолжает оставаться распространение коронавирусной инфекции COVID‑19.
    В предложенном материале рассматриваются не только показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, но и динамика показателей, в том числе в сопоставлении с темпами инфляции, а также с учетом других факторов.
    Вычленены новые направления использования средств обязательного медицинского страхования, рассмотрены причины их появления.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н., Ендовицкая Ю. В.

    Темы: covid-1931 бюджет6 дефицит8 доходы8 здравоохранение40 межбюджетные трансферты4 обязательное медицинское страхование64 расходы12 субвенции3 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2021 № 1 Финансирование здравоохранения в 2021 году за счет средств федерального бюджета: приоритеты в рамках национального проекта «Здравоохранение» в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией Covid-19

    Анализ предстоящего финансирования здравоохранения за счет федерального бюджета показывает, что
    в 2021–2022 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Это тем более важные параметры, что предстоящим бюджетом в рассматриваемом периоде предполагалось некоторое снижение финансирования по сравнению с утвержденными цифрами федерального бюджета на 2020 год. Это должно способствовать обеспечению стабильного функционирования здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н., Ендовицкая Ю. В.

    Темы: здравоохранение40 национальный проект «здравоохранение»1 расходы12 федеральный бюджет10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2024 № 2 Перспективы финансового обеспечения и функционирования системы обязательного медицинского страхования.

    Целью данного исследования является анализ финансовых аспектов функционирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в современных условиях, характеризующихся значительными экономическими, территориальными, структурными изменениями и т. д.
    Дана оценка динамики основных параметров бюджета Федерального фонда ОМС, в том числе с точки зрения финансовой устойчивости системы ОМС.
    Проведен анализ соотношения расходов бюджета Федерального фонда ОМС и субвенций, выделяемых территориальным фондам, с акцентом на темпы прироста показателей и т. д.
    Оценены дополнительные направления использования средств, соответствующие новым задачам, стоящим перед системой обязательного медицинского страхования.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Митрошин П. В., Чилилов А. М.

    Темы: доходы8 нормированный  страховой  запас3 обязательное медицинское страхование64 расходы12 субвенции субъектам российской федерации1

    Подробнее >

  • 2016 № 1 Парадоксы финансирования здравоохранения в 2016 году: в системе ОМС обнаружились лишние средства, которые будут изъяты в федеральный бюджет

    При всей сложности экономической ситуации в стране здравоохранение по-прежнему остается одной из приоритетных сфер в вопросах финансирования. Несмотря на кризис, объем средств, выделяемых отрасли, увеличивается. Но, к сожалению, темпы роста расходов на здравоохранение отстают от темпов инфляции. Кроме того, значительная часть бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования не связана с оказанием медицинской помощи в системе ОМС. Расходы ОМС не ориентированы на выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. И несмотря на наличие серьезнейших финансовых проблем в системе ОМС, из бюджета Федерального фонда ОМС огромные средства изымаются в федеральный бюджет.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: бюджет6 дефицит8 доходы8 здравоохранение40 инфляция2 обязательное медицинское страхование64 расходы12 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2017 № 1 Финансирование здравоохранения в 2017 году – очередной парадокс: средств стало меньше, чем планировалось на 2016 год, но финансовое обеспечение отрасли улучшилось

    В последние годы средства федерального бюджета тесно переплетаются с бюджетом Федерального фонда ОМС – их невозможно анализировать отдельно друг от друга. Финансирование из федерального бюджета сокращается, но бюджет Федерального фонда ОМС на 2017 год выгодно отличается от предыдущих благодаря тому, что 2016 год был неожиданно исполнен с профицитом. При этом, большие переходящие остатки на 2017 год оцениваются уже не как негативный фактор, как это было раньше, а как положительный, поскольку они связаны с отказом государства от изъятия в федеральный бюджет планировавшихся сумм. Поэтому резкое падение финансирования здравоохранения из федерального бюджета еще не означает ухудшения финансирования отрасли – меняются каналы движения средств. Это связано с тем, что государство наконец-то осознало, что превращение бюджета Федерального фонда ОМС в «кормушку» для других бюджетов не обеспечит выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. Кроме того, произошли серьезные изменения в порядке финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС – она с 2017 года почти полностью будет финансироваться за счет средств ОМС. В статье дается анализ динамики и направлений финансирования здравоохранения из различных источников.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: дефицит8 доходы8 здравоохранение40 инфляция2 консолидированный бюджет1 обязательное медицинское страхование64 профицит2 расходы12 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2019 № 1 Финансирование здравоохранения в 2019 году: новые приоритеты и каналы движения средств

    Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2019–2021 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Так, размер расходов на здравоохранение из федерального бюджета растет не только в абсолютном выражении, но также занимает всё большую долю в структуре расходов федерального бюджета. Рост расходов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) не так ярко выражен, но в абсолютном выражении все же достаточно большой. Среди приоритетов 2019 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, а также высокотехнологической медицинской помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС осуществляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т. д.). Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: дефицит8 доходы8 здравоохранение40 межбюджетные трансферты4 обязательное медицинское страхование64 расходы12 страховые взносы2 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2018 № 1 Перспективы финансирования здравоохранения в 2018 году

    Нынешний 2018 год с точки зрения объемов финансирования здравоохранения будет выгодно отличаться от предыдущих – предполагается резкое увеличение финансирования за счет всех видов источников. Однако это связано не только с ростом доходов, но и с изменением структуры расходов. Она становится более рациональной – «ресурсосберегающей» (например, уменьшение доли расходов на более затратную стационарную помощь в федеральном бюджете). В системе же обязательного медицинского страхования происходит отказ от ряда «непрофильных» расходов.
    Все это должно положительно сказаться на развитии здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Брутова А. С.

    Темы: дефицит8 доходы8 здравоохранение40 обязательное медицинское страхование64 профицит2 расходы12 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2021 № 2 Финансовое обеспечение системы обязательного медицинского страхования в 2021 году

    Анализ бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования показывает, что в 2021–2023
    годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, связанную с распространением коронавирусной инфекции COVID‑19, продолжится рост объемов финансового обеспечения системы обязательного медицинского страхования. Серьезные изменения в финансовых потоках в системе обязательного медицинского страхования связаны с принятием Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
    Поэтому в данной работе оценка основных изменений в финансовом обеспечении системы обязательного медицинского страхования осуществляется с учетом этих основных факторов.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н., Ендовицкая Ю. В.

    Темы: covid-1931 бюджет федерального фонда омс1 дефицит8 доходы8 здравоохранение40 межбюджетные трансферты4 обязательное медицинское страхование64 расходы12 субвенции3 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >

  • 2020 № 1 Финансирование здравоохранения в 2020 году: приоритеты в рамках национального проекта «Здравоохранение»

    Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2020–2022 годах, несмотря на слож¬ную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Среди приоритетов 2020 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Феде¬рации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС также осущест¬вляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т.д.). В частности, за счет средств ОМС предусмотрено материальное стимулирование работников за выявление онкологических заболеваний. К числу положительных моментов можно отнести межбюджетные трансферты в бюджет ФОМС из федерального бюджета на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родовых сертификатов. Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.

    Авторы: Кадыров Ф. Н., Обухова О. В., Базарова И. Н.

    Темы: дефицит8 доходы8 здравоохранение40 межбюджетные трансферты4 обязательное медицинское страхование64 расходы12 страховые взносы2 федеральный бюджет10 федеральный фонд омс10 финансирование16

    Подробнее >