Статьи с темой: «медицинские организации»
-
2021 № 2 Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённые приказом Минздрава России от 31.07.2020 г. № 785н: на что необходимо обратить внимание руководителям медицинских организаций
В статье представлен анализ отдельных изменений, которые содержатся в обновленной редакции Требований
к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утверждённых .Приказом Минздрава России от 31.07.2020 г. № 785н. Авторы обращают внимание на то, что в 2020 г. Требования дополнены тем, что предметом внутреннего контроля теперь в том числе является соблюдение правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядков организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения. В статье показано, что исключение из Требований отдельных положений, например, указания на необходимость формирования в медицинской организации системы оценки деятельности медицинских работников отнюдь
не означает исключения соответствующих мероприятий из внутреннего контроля. -
2020 № 6 Какие проверки отменены, а какие сохранены для медицинских организаций страны в условиях ситуации с коронавирусной инфекцией
Статья содержит подробный анализ нормативно-правовых актов, изданных в апреле 2020 г. в связи с коронавирусной инфекцией и регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора) по отношению к медицинским
организациям до конца 2020 г. В публикации авторами представлены основные контрольно-надзорные мероприятия, которые будут проводиться в медицинских организациях в течение 2020 г. Обозначен ряд вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования проведения контрольно-надзорных мероприятий, которые требуют уточнения. В части качества и безопасности медицинской деятельности обращено внимание медицинских организаций на целесообразность обеспечения собственной максимальной готовности к разным сценариям проведения тех или иных контрольно-надзорных мероприятий, установленных до конца 2020 г. -
2022 № 8 Профессиональные стандарты: роль и значение в обеспечении качества и безопасности медицинской деятельности, основные задачи.
В статье подробно рассмотрены вопросы применения профессиональных стандартов в деятельности медицинских организаций и при подготовке медицинских кадров. Авторы обосновывают, что применение профессиональных стандартов в регулировании трудовых отношений медицинских работников, а также при разработке и реализации как профессиональных образовательных программ, так и дополнительных профессиональных программ является важнейшим инструментом обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности. Определены основные задачи, стоящие сегодня в сфере применения
профессиональных стандартов, реализация которых будет способствовать повышению качества и безопасности медицинской деятельности: создание правовых механизмов по эффективному применению профессиональных стандартов образовательными организациями; обеспечение преемственности при применении профессиональных стандартов между подготовкой медицинских кадров и регулированием трудовых отношений в процессе медицинской деятельности; необходимость постоянного поддержания профессиональных стандартов в актуальном состоянии. -
2016 № 3 Обеспеченность диагностическим оборудованием медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях
Перенос акцентов на оказание медицинской помощи населению в амбулаторных условиях актуализирует задачу анализа обеспеченности оборудованием и нагрузки на него в условиях амбулаторно-поликлинических подразделений. На основании сведений форм федерального статистического наблюдения № 30 и № 47 изучено состояние медицинского оборудования для проведения профилактического скрининга, оборудования для компьютерной и магниторезонансной томографии, для ультразвуковой диагностики. Проведен анализ деятельности эндоскопических кабинетов медицинских организаций, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Проведена оценка нагрузки на отдельные единицы оборудования в медицинских организациях (подразделениях), оказывающих амбулаторную медицинскую помощь. Представлен анализ основных показателей, характеризующих техническое состояние зданий медицинских организаций (подразделений), оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Выявлен дефицит оборудования для маммографии, не оптимальное использование оборудования для проведения скрининговых исследований органов грудной клетки. Обоснована целесообразность проведения паспортизации медицинских организаций, а также пересмотра нормативов исследований с использованием компьютерных томографов. Предложен способ оптимизации нагрузки на диагностическое оборудование.
-
2024 № 3 Мнение персонала государственных медицинских организаций о причинах усталости на работе.
Одним из показателей неудовлетворенности работой или профессией является «усталость на работе», под которой чаще подразумевается наличие синдрома эмоционального выгорания. В отечественной литературе чаще используется понятие «профессиональная усталость», которое определяет состояние человека как результат его длительной производственной деятельности Изучение ключевых причин усталости на работе может стать базой для обоснования мероприятий по улучшению показателей работы медицинских организаций.
Цель исследования: изучить причины усталости на работе медицинского и прочего персонала в медицинских организациях Республики Башкортостан.
Материалы и методы исследования. Информационной базой выполненного анализа явились результаты социологического исследования 1992 работников медицинских организаций Республики Башкортостан. Вопросы анкеты направлены на установление причин усталости на работе. Они сформированы с учетом предыдущих исследований и с участием республиканской профсоюзной организации работников здравоохранения. Анкеты были размещены на сайте медицинских организаций. Причины усталости изучали в зависимости от возраста, от длительности рабочего времени, от стажа работы и профессии.
Результаты исследования: наиболее часто причиной усталости персонала является «объём и интенсивность работы», «напряжённость труда, дефицит времени», «недостаточная поддержка и внимание со стороны руководителя и административно-управленческого персонала» и др. -
2020 № 7 Нормативно-правовое регулирование недобровольной госпитализации лиц с коронавирусной инфекцией: что необходимо сделать
В статье представлен анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок госпитализации и/или
изоляции при коронавирусной инфекции. Показано, что в настоящее время в соответствии с законодательством допускается медицинское вмешательство без согласия гражданина в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. При этом авторами обосновано, что понятия «медицинское вмешательство» и «госпитализация» не являются тождественными. В свою очередь в законодательстве отсутствует порядок недобровольной госпитализации и недобровольной изоляции лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Отсутствие чёткого нормативно-правового регулирования указанных вопросов затрудняет проведение эффективных мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. В статье предложено определить и законодательно закрепить порядок недобровольной госпитализации и порядок недобровольной изоляции при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих. -
2022 № 2 Адаптация и первичная апробация русскоязычной версии опросника «Отношение к безопасности» для медицинских организаций
В статье представлены результаты адаптации и первичной апробации русскоязычной версии опросника SAQ – «Отношение к безопасности» для медицинских организаций. Доказана надежность использования опросника: все шкалы имеют высокую внутреннюю согласованность и соотносятся с оригинальными факторами. С помощью эксплораторного и конфирматорного факторного анализа показаны особенности семифакторной структуры русскоязычной версии опросника: 1. атмосфера командной работы; 2. атмосфера безопасности; 3. удовлетворенность работой; 4. распознавание (понимание) стресса; 5. восприятие менеджмента/руководства (уровень отделения); 6. восприятие менеджмента/руководства (уровень больницы); 7. рабочие условия.
-
2018 № 1 Отделение медико-социальной помощи взрослому населению и отделение по уходу: концепция и принципы организации
Предложена концепция организации медико-социальной помощи наиболее социально уязвимым контингентам населения (лицам пожилого и старческого возраста, инвалидам и гражданам с временным ограничением способности к передвижению и самообслуживанию после перенесенных заболеваний и травм), которая включает в себя создание отделений медико-социальной помощи в медицинских организациях, оказывающих помощь в амбулаторных условиях взрослому населению.
-
2024 № 2 Технология оценки подготовленности медицинских орга- низаций к обеспечению доступности детской оториноларингологической помощи как элемент эффективного управления.
В статье представлена технология оценки подготовленности медицинских организаций к обеспечению доступности медицинской помощи детям и подросткам по профилю «Оториноларингология». Предлагается схема, включающая пять оценочных блоков подготовленности: кадровой, административной, технологической, материально-технической, цифровой, а также «Паспорт подготовленности медицинской организации по обеспечению доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам». Данные методические и технологические разработки обеспечивают не только мониторинг состояния доступности оториноларингологической помощи детям и подросткам, но и создают информационную базу в целях управления объединенным медицинским кластером в системе ОМС по оказанию оториноларингологической помощи.
-
2018 № 4 Логистика медикаментов как точка оптимизации затрат медицинских организаций
В статье рассматривают 3 основных типа схем снабжения лекарственными препаратами в медицинских организациях. Описывают преимущества и недостатки каждой из схем. На основе практического опыта применения различных видов схем в Клиническом центре Сеченовского Университета показываются экономические и организационные преимущества схемы централизованного управления запасами.
-
2024 № 2 Проблемы и возможности медицинского туризма в Челябинской области.
С 1 января 2019 г. реализуется Федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг», который направлен на повышение качества медицинских услуг в РФ и их продвижение на международном рынке. В связи с этим анализ проблем и возможностей медицинского туризма остаётся одной из актуальных проблем здравоохранения. В ходе проведенного исследования политических, экономических, социальных и технологических факторов были выявлены проблемы и возможности, влияющие на развитие экспорта медицинских услуг в регионе. Изучено мнение экспертов о мерах, необходимых для развития и продвижения медицинских услуг на международном рынке
Цель исследования: анализ существующих проблем в области медицинского туризма и экспорта медицинских услуг, предлагаемых в медицинских организациях Челябинской области, и выявление возможных перспектив развития данного направления в рамках Федерального проекта «Развитие экспорта медицинских услуг».
Материалы и методы. Материалами данного исследования послужили аналитические материалы и официальные статистические данные ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России. При обработке результатов использовались информационно-аналитический метод, статистический метод, метод анкетирования и экспертной оценки, метод обработки и обобщения информации.
Результаты. В исследовании приняли участие 50 медицинских работников, занимающих руководящие должности в медицинских организациях Челябинской области (главные врачи, заместители главных врачей, заведующие структурными подразделениями).
При анализе внешней среды были выявлены политические, экономические, социальные и технологические факторы, препятствующие и способствующие развитию медицинского туризма в стране. Ведущим политическим фактором, способствующим развитию экспорта медицинских услуг, эксперты назвали поддержку медицинского туризма со стороны государства. Главным негативным политическим фактором опрошенные считают вводимые санкции со стороны стран Евросоюза и США.
Как главную экономическую возможность для развития медицинского туризма респонденты рассматривают относительно невысокую стоимость оказания платных медицинских услуг, тогда как главный негативный экономический фактор – увеличение стоимости медицинских изделий и медицинского оборудования из-за ограничений ввоза импортного оборудования напрямую и возникновения параллельного импорта.
Наибольшее значение для привлечения иностранных пациентов среди социальных факторов имеет уровень квалификации медицинского персонала, а также высокие результативные показатели по отдельным медицинским направлениям. Значимыми социальными угрозами, с точки зрения опрошенных, является отсутствие международной аккредитации у большинства медицинских организаций РФ и проблемы взаимодействия в рамках систем международного медицинского страхования.
Для развития медицинского туризма и повышения востребованности российских медицинских организаций среди иностранных туристов большинство экспертов считают необходимым использование в работе новейших технологий лечения и достижение сервиса международного уровня.
Выводы. Результаты проведенного исследования позволили оценить проблемы медицинского туризма и оценить перспективы развития с точки зрения руководителей медицинских организаций Челябинской области, а также разработать комплекс мер по развитию медицинского туризма на территории региона.
Область применения результатов. Полученные данные позволят разработать комплекс мероприятий, направленных на развития медицинского туризма в Челябинской области и России в целом, принятие которых поможет увеличить показатели объема экспорта медицинских услуг и числа пролеченных иностранных граждан. -
2016 № 3 Первичная медико-санитарная помощь. Характеристика сети медицинских организаций и обеспеченность кадрами
Изучены изменения сети медицинских организаций, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях, произошедшие в течение последнего десятилетия, подробно проанализированы тенденции формирования штатного расписания поликлиник, обеспеченности населения врачами-терапевтами участковыми и врачами общей практики. Представлен анализ основных показателей деятельности врачей в медицинских организациях, оказывающих населению медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
-
2023 № 3 Научное обоснование предложений по совершенствованию медицинской помощи жителям села
Цель исследования: разработать предложения по совершенствованию медицинской помощи жителям села с учетом медико-демографической ситуации и кадрового обеспечения сельского населения.
Материалы и методы: статистический, аналитический, непосредственного наблюдения, использовались формы федерального статистического наблюдения, данные Федеральной службы государственной статистики.
Результаты. Сельское население в Российской Федерации (2021 г.) составляет 36,9 млн. человек (25,2% населениястраны). Доля сельского населения трудоспособного возраста составила 53,8%, что ниже, чем в целом в стране – 56%. 21-летний анализ показал, что рождаемость сельского населения до 2012 г. увеличивалась, а показатели смертности снижались, в 2013 г. показатели смертности и рождаемости сравнялись и составили по 14,5‰, в 2020 г. показатель смертности увеличился до 15,4‰ в связи с пандемией COVID‑19. Средняя (ожидаемая) продолжительность жизни сельского населения (70,7 лет) ниже, чем городского (71,8 года), у сельских мужчин показатель крайне низок (66 лет). Общая заболеваемость сельского населения ниже, чем городского в 1,4 раза, 117993,2 и 166901,5 на 100 тысяч соответствующего населения. Первичная заболеваемость также ниже в 1,5 раза (55082,4 и 83002,2‰00 соответственно). Разница показателей первичной заболеваемости сельского населения в федеральных округах России (2020 г.) составила 1,3 раза, в субъектах – 8,3 раза. Заболеваемость COVID‑19 сельского взрослого населения (2020 г.) составила 1986,0‰00, что почти в 2 раза ниже показателя в стране в целом (3913,9‰00). Отмечена значительная разница этих показателей (в 59
раз) в субъектах, что можно связать с более низкой плотностью сельского населения, низкой доступностью медицинской помощи на селе, а также неоднозначностью кодирования COVID‑19. За 6 лет (2016–2021 гг.) обеспеченность врачами в медицинских организациях на селе снизилась с 14,8 до 13,6‰о, средним медицинским персоналом – с 54,6 до 49,3‰о.
Число физических лиц среднего медицинского персонала, работающего на фельдшерско-акушерских пунктах, уменьшилось на 12,5%, фельдшеров – на 9,4%. Учитывая особую значимость фельдшерской помощи на селе, сокращение числа фельдшеров можно считать негативным.
Заключение. Неблагоприятная медико-демографическая ситуация на селе требует разработки организационных и управленческих решений, направленных на повышение доступности медицинской помощи селянам.
Выводы. Разработаны предложения по совершенствованию оказания медицинской помощи населению сельских территорий. -
2016 № 5 Анализ показателей деятельности и пути реформирования здравоохранения села
В статье представлен анализ заболеваемости сельского населения в РФ и Федеральных округах. На основе результатов исследования разработаны предложения по реформированию здравоохранения села.
-
2022 № 1 Особенности состояния сети и обеспеченности коечным фондом медицинских организаций в России
Реализация стратегии развития здравоохранения, эффективное управление системой здравоохранения невозможно без мониторинга и комплексного сравнительного анализа на различных уровнях состояния и развития сети, ресурсов и деятельности медицинских организаций, отдельных служб и системы здравоохранения в целом.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – научная оценка состояния сети медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и в условиях стационара, а также анализ обеспеченности коечным фондом населения Российской Федерации в 2012–2019 гг.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . В рамках проведенного исследования проанализированы данные официальной статистики, определены современные тренды и тенденции обеспеченности коечным фондом и состояния сети медицинских организаций в России на региональном уровне. Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакетов SPSS, Excel‑2007. Применялись такие методы как аналитический, статистический, изучения и обобщения опыта, сравнительного анализа.
Р е з у л ь т а т ы . Проведенный анализ показал, что сохраняется неравномерность и уровень высокой дифференциации показателей обеспеченности койками по субъектам РФ. Таким образом, за период 2012–2019 гг. обеспеченность населения специализированными койками по всем основным профилям коек снижается, наибольшее сокращение коснулось социально-значимых коек – дерматовенерологических – в 1,5 раза, терапевтических – на 32,5%, гастроэнтерологических – на 28,2%, педиатрических – на 24,4%, а также инфекционных – на 20,3%.
В ы в о д ы . Результаты данного исследования подтверждают сокращение числа коек основных профилей, а также перепрофилирование части коечного фонда, особенно в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, что показало необходимость структурно-функциональных преобразований ресурсов здравоохранения в целом и коечного фонда, в частности. -
2016 № 7 Деятельность дневных стационаров в Российской Федерации в 2000–2014 годах
В статье проанализированы нормативно-правовые документы, которые регламентируют работу дневных стационаров в Российской Федерации с конца 90-х годов XX века по настоящее время. Представлен анализ показателей деятельности дневных стационаров в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях в стране в 2000–2014 годах. Отмечен рост коечного фонда дневных стационаров в 2,3 раза, который в основном обеспечен за счет увеличения койко-мест в дневных стационарах медицинских организаций, оказывающих помощь в амбулаторных условиях. Проведена оценка использования коечного фонда круглосуточного стационаров за 15 лет. За изучаемый период число коек в круглосуточных стационарах сократилось на 27,7%, число выписанных пациентов практически не изменилось, что связано с интенсивностью работы коек. Показано сравнение числа лиц, прошедших лечение в дневных стационарах и стационарах круглосуточного пребывания. В общем числе пациентов, прошедших лечение в дневных стационарах и стационарах круглосуточного пребывания, доля пациентов, пролеченных в круглосуточных стационарах, снизилась с 92,5 до 80,3%, доля пациентов, пролеченных в дневных стационарах, возросла с 7,5 до 19,7%.
-
2024 № 3 Организационные и клинические факторы выживаемости пациентов при раке предстательной железы в Свердловской области.
Рак предстательной железы входит в перечень наиболее распространенных форм злокачественных новообразований у мужчин. Уровень выживаемости пациентов с злокачественными новообразованиями предстательной железы зависит не только от клинических, но и организационных факторов. В медицинских организациях Свердловской области развернута сеть экспресс-диагностических урологических кабинетов, предназначенных для ранней диагностики урологических и онкоурологических заболеваний, определении схем маршрутизации пациентов.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я : по данным регионального сегмента специализированной онкологической информационной системы «ОНКОР» определить степень влияния организационных и основных клинических факторов на уровень выживаемости больных злокачественными новообразованиями предстательной железы.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Из базы данных ОНКОР извлечены записи о всех 20087 вновь выявленных в Свердловской области случаях злокачественных новообразований предстательной железы в 2005–2022 г. По таблицам дожития оценили одно- и пятилетнюю опухолеспецифическую выживаемость пациентов. Методом Каплана-Мейера оценили кумулятивную функцию выживаемости. Методом регрессионного анализа Кокса оценили значения коэффициента относительного риска смерти пациентов от злокачественных новообразований предстательной железы в зависимости от величин клинических и организационных факторов прогноза.
Р е з у л ь т а т ы . В 2005–2022 гг. в Свердловской области уровень первичной заболеваемости мужского населения злокачественными новообразованиями предстательной железы вырос на +445,8%; уровень запущенности варьировал в диапазоне 42,3% – 49,5% в зависимости от места проживания пациента. Уровень пятилетней опухолеспецифической выживаемости пациентов, у которых злокачественные новообразования предстательной железы были обнаружены на первой стадии, составил 87,4%, второй стадии – 77,4%, третьей стадии – 65,1%, четвертой стадии – 23,6% (p< 0,001); пациентов, у которых ЗНО ПЖ было подтверждено в медицинских организациях, в составе которых функционировал экспресс-диагностический урологический кабинет, составил 78,8%, в прочих медицинских организаций региона – 57,7%. Значение относительного риска смерти пациента зависело от места его проживания, возраста, стадии заболевания, а также наличия экспресс-диагностических урологических кабинетов в составе медицинской организации, в которой был подтвержден диагноз злокачественных новообразований предстательной железы.
В ы в о д ы . Результаты исследования подтверждают результативность реализуемой в Свердловской области модели оказания онкоурологической помощи пациентам с злокачественными новообразованиями предстательной железы. -
2020 № 5 Анализ деятельности многопрофильного дневного стационара в условиях города
В статье на основе источников литературы, анализа отчетных данных о деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (МОСУ) и медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (МОАУ), а также изучения опыта работы в ряде территорий РФ показаны задачи, организационные формы работы, медико-экономическая целесообразность организации дневных стационаров (ДС). Представлен опыт работы и показатели деятельности ДС на базе поликлинического отделения городской клинической больницы. Оценена медико-социальная эффективность работы ДС и возможный экономический эффект от организации ДС.
-
2024 № 5 Амбу- латорнодополняющие технологии в условиях формирования «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».
Цель исследования: предложить новую терминологию «амбулаторнодополняющие технологии» при оказании первичной медико-санитарной помощи и обосновать их применение.
Материалы и методы. Проанализированы руководящие документы, отчеты, открытые литературные источники, приказы, директивы Минздрава России.
Результаты. Первичное звено отечественного здравоохранения в настоящее время приобретает все более активное развитие. Причиной тому является реализация задач нацпроектов с целью достижения важнейших их ключевых показателей.
Успешное внедрение в практику медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, технологий «бережливого производства» в рамках «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» показало свою эффективность. Несомненно, всему этому способствует значительный экономический рост нашей страны, сопровождающийся ежегодным увеличением финансирования здравоохранения. В медицинских организациях первичного звена здравоохранения особое внимание направлено на организацию и качество профилактических мероприятий, а также успешное проведение диспансерной работы. Данное направление содержит в себе такие факторы, как формирование здорового образа жизни, оценка имеющихся рисков возникновения заболеваний, при наличии которых необходимо проводить своевременное лечение и наблюдение. Проводимые лечебные и профилактические мероприятия, безусловно, направлены на увеличение продолжительности жизни населения нашей страны. Начатая с 2020 года модернизация первичного звена здравоохранения составляет одну из приоритетных задач развития здравоохранения на ближайшие годы. Это позволяет улучшить доступность медицинской помощи и плавно перейти на совершенно новый уровень качества оказания медицинской помощи, достигнув максимального уровня удовлетворенности пациентов.
Заключение. Современное развитие здравоохранения Российской Федерации заключается в максимально интенсивном использовании всех современных новейших медицинских технологий, в частности, при оказании первичной медико-санитарной помощи. В рамках ее развития происходят существенные изменения в профессиональной терминологии. Тщательное исследование возможности внедрения и широкого применения современных новейших медицинских технологий в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, позволило нам предложить новое, не встречающееся ранее, понятие «амбулаторнодополняющие технологии» и обосновать его существование. Дано определение новой терми-
нологии с предпосылками ее возникновения и предложены перспективы дальнейшего развития. В рамках проекта «Новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» внедрение использование понятия «амбулаторнодополняющие технологии» направлено на улучшение эффективности деятельности и совершенствование системы организации оказания первичной медико-санитарной помощи. -
2019 № 7 Стационарозамещающие технологии в дерматовенерологии
В Программе государственных гарантий предусматривалось уменьшение почти на 20% объема стационарной помощи за счет развития стационарозамещающих форм. Эффективность деятельности дневных стационаров выше по сравнению со стационарами в 1,5–3 раза, что связано с работой в 2 смены. Экономический эффект от деятельности ДС по результатам исследовательских работ ряда авторов достигает 70%. Вместе с тем, темпы внедрения дневных стационаров (ДС) остаются необоснованно низкими, недостаточно развиваются профильные дневные стационары, в том числе в дерматологии. Недостатком действующей в России системы здравоохранения и дерматовенерологической помощи в частности является несформированность экономических стимулов в пользу выбора менее затратных технологий, их параметры смещены в сторону больничного обеспечения. За последнее десятилетие значительно снизилось число научно-исследовательских работ, посвящен¬ных деятельности ДС, не разработан экономический механизм финансирования, стимулирующий развитие этих форм работы.
-
2021 № 5 НОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОТНОШЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Одним из серьезнейших новшеств в системе обязательного медицинского страхования является изменение порядка проведения контрольных мероприятий.
В соответствии с новой редакцией Федерального закона № 326-ФЗ (в соответствии с положениями Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации») порядок проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам, а также ее финансового обеспечения устанавливает теперь не Федеральный фонд ОМС, а Минздрав России.
При этом меняются как участники системы ОМС, имеющие полномочия по проведению контрольных мероприятий, так и порядок проведения контроля. -
2019 № 6 Новые правила обязательного медицинского страхования: основные изменения
Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила) регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования. Новые Правила ОМС разработаны Минздравом России в соответствии с рекомендациями Минюста России. Суть этих рекомендаций заключалась в том, чтобы не вносить в существующие Правила ОМС очередные изменения, а утвердить новые Правила ОМС.В значительной степени произошедшие изменения связаны с информатизацией здравоохранения, с появлением законодательного регулирования применения телемедицинских технологий. Большая часть изменений затрагивает порядок расчёта величины санкций, применяемых к медицинским организациям в системе ОМС. В свою очередь, эти изменения отражают стремление снизить финансовую нагрузку на государственные (муниципальные) учреждения и облегчить для них задачу достижения уровня заработной платы, предусмотренного «майскими» Указами Президента 2012 года.
-
2014 № 12 Федеральные рекомендации по региональным и муниципальным системам оплаты труда в здравоохранении
В рамках реализации мероприятий, связанных с введением эффективного контракта, предусматривается независимая оценка качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг. По этому поводу принято достаточно большое количество нормативных правовых актов. Однако остается еще много вопросов по поводу формирования и функционирования такой системы в сфере здравоохранения. При больших потенциальных возможностях данная система несет в себе и ряд рисков, которые необходимо иметь в виду во избежание снижения объективности, реальной независимости и действенности вводимой системы независимой оценки качества.
-
2022 № 6 Изменения в порядке проведения контрольных мероприятий в системе обязательного медицинского страхования в 2022 году
Одним из важнейших новшеств в системе обязательного медицинского страхования 2021 года явилось изменение порядка проведения контрольных мероприятий. При этом изменились как участники системы ОМС, имеющие полномочия по проведению контрольных мероприятий, так и порядок проведения контроля.
В данной работе анализируются очередные, достаточно объемные изменения в системе контрольных мероприятий, произошедшие уже в 2022 году. Дается оценка влияния этих изменений на эффективность контроля и на работу медицинских организаций. -
2020 № 4 Влияние коронавируса Сovid-19 на ситуацию в российском здравоохранении
Относительно медленные начальные темпы распространения коронавируса COVID-19 в России имеют свои объективные причины, связанные с размерами территории, плотностью проживания населения, туристической активностью населения и т.д. Они сыграли свою положительную роль, позволив лучше подготовиться к борьбе с коронавирусом, учитывая в том числе и опыт стран, где темпы и масштабы распространения коронавируса были гораздо выше.
Несмотря на серьезный урон экономике, пока нет глобальных финансовых угроз для здравоохранения. Однако важно, чтобы ресурсы вовремя поступали в медицинские организации в условиях масштабного перепрофилирования коек и т.д. Неизбежные периоды простоя в периоды перепрофилирования, нахождения в режиме ожидания и т.д., приводят к тому, что многие медицинские организации рискуют оказаться в сложной финансовой ситуации даже при достаточности ресурсов в отрасли. Поэтому на данном этапе порой важнее не серьезные финансовые вливания, а механизмы, направленные на компенсацию выпадающих доходов медицинских организаций. -
2021 № 4 НОВАЯ СИСТЕМА ДОГОВОРОВ В РАМКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Система обязательного медицинского страхования регулируется большим числом нормативных правовых актов. Тем не менее, многие вопросы, связанные с взаимоотношением участников системы ОМС, и прежде всего – финансовые, определяются содержанием заключаемых между ними договоров. Данная статья посвящена анализу новой системы договоров, сложившейся в системе обязательного медицинского страхования в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также других, связанных с этим нормативных правовых актов. Произошли изменения не только в содержании договоров, но и в составе их участников. Кроме того, появился новый, ранее отсутствовавший вид договора. Целью работы
является анализ изменений договоров в системе ОМС и их возможных последствий -
2021 № 10 КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Среди показателей, служащих для оценки финансового состояния медицинских организаций, одним из важнейших является кредиторская задолженность, которая характеризует риски для их нормальной деятельности.
В данной статье эта проблема рассматривается применительно к системе обязательного медицинского страхования с точки зрения факторов, не зависящих от самих медицинских организаций. -
2019 № 3 Вопросы оплаты медицинской помощи, оказанной сверх установленных объемов предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования
В настоящее время для медицинских организаций крайне актуальными являются вопросы, связанные с превышением установленных объемов предоставления медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (далее – ОМС). Это так называемая проблема «сверхплановых пациентов». Действующее законодательство не предполагает оплаты сверхплановых объемов. Но строго уложиться в выделенные объемы медицинской помощи практически невозможно, поскольку уровень заболеваемости трудно предсказать с высоким уровнем точности. В рамках действующей нормативной базы все финансовые риски в этой ситуации падают на медицинскую организацию, что не соответствует логике страхования. Тем не менее есть определенные варианты смягчения данной проблемы. Это иллюстрирует и судебная практика, сложившаяся в этой сфере.
-
2020 № 5 Российское здравоохранение на фоне коронавируса COVID-19: возможности и угрозы
Эффективность функционирования любой общественной системы, включая здравоохранение, определяется адекватностью ее нормативно-правового регулирования. Ситуация с коронавирусом обнажила многие проблемы в этой сфере, ряд из который был оперативно решен с той или иной степенью успешности. Однако остается еще много неурегулированных вопросов и необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования здравоохранения. Это касается, в том числе, и вопросов оплаты труда медицинских работников, занятых оказанием медицинской помощи пациентам, у которых выявлена коронавирусная инфекция COVID-19. В статье представлен проведенный анализ порядка осуществления выплат стимулирующего характера за счет федеральных средств, предложены меры по его совершенствованию. В статье приведен SWOT-анализ состояния российского здравоохранения на фоне распространения коронавируса COVID-19.
-
2019 № 4 Обзор судебной практики по вопросам оплаты сверхплановых объемов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования
Несмотря на достаточно жесткие законодательные нормы, касающиеся оплаты медицинской помощи, оказанной сверх выделенных комиссией по разработке территориальной программы ОМС объемов, а также сложившуюся практику взаимоотношений между медицинскими организациями – с одной стороны и страховыми медицинскими организациями, территориальными фондами ОМС – с другой стороны, судебная практика часто демонстрирует другие подходы. Хотя действующее законодательство не предполагает оплаты сверхплановых объемов медицинской помощи, суды часто становятся на сторону медицинских организаций. Тем самым и сложившаяся судебная практика иллюстрирует наличие проблем в этой сфере. Данная статья посвящена обзору судебной практики в вопросах оплаты сверхплановых объемов медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования.
-
2020 № 8 Изменения в порядке финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на современном этапе распространения коронавирусной инфекции
В условиях распространения коронавирусной инфекции основной проблемой медицинских организаций является не очевидный рост затрат на оказание медицинской помощи, связанный с обеспечением санитарно-эпидемиологического режима (средства индивидуальной защиты, для дезинфекции и т. д.), а снижение доходов из-за падения объемов плановой медицинской помощи, приостановки профилактических мероприятий, простоев (в период проведения мероприятий по перепрофилированию и т. д.).
Государство оперативно отреагировало на подобную ситуацию, внеся изменения в соответствующее законодательство, приняв целый ряд специальных нормативных правовых актов. Однако реализация этих достаточно разнообразных мер связана с целым рядом факторов, таких как: наличие или отсутствие ограничительных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; участие или неучастие в оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией; периоды, в рамках которых действует тот или иной порядок авансирования и т. д. Все это вызывает сложности в понимании того, какой механизм финансового обеспечения применяется к данной конкретной ситуации, каковы должны быть действия медицинских организаций.
Данная статья посвящена анализу способов финансового обеспечения медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования на различных этапах борьбы с коронавирусной инфекцией. -
2020 № 6 Оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса Covid-19
Здравоохранение, как преимущественно государственная система, объективно подвержена серьезному регулированию в особых условиях функционирования, к которым относится и распространение коронавирусной инфекции COVID‑19. Немаловажно и то, что прямому или косвенному регулированию подвергается и частная система здравоохранения. При этом порой государственные органы вынуждены прибегать к «ручному управлению», последствия которых и для государственного, и для частного здравоохранения не всегда однозначны.
-
2020 № 3 Проблемы оплаты медицинской помощи, оказанной жителям других субъектов Российской Федерации, в рамках обязательного медицинского страхования
Законодательство гарантирует гражданам право на получение медицинской помощи по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) на всей территории Российской Федерации. Но в ряде случаев в соответствии с действующим законодательством для получения медицинской помощи требуется направление. Это касается и ситуаций получения медицинской помощи за пределами субъекта Российской Федерации, в котором застрахован гражданин. Система подобных направлений в медицинские организации, расположенные в другом регионе, более или менее урегулирована лишь при направлении в федеральные медицинские организации. Ситуация еще больше осложняется тем, что высшие судебные инстанции вопреки нормам законодательства, принимают решения, фактически нивелирующие требования наличия направления. При этом оплата медицинской помощи, оказанной за пределами региона, на территории которого выдан полис ОМС, зависит от оплаты этой помощи со стороны Территориального фонда этого региона. Это приводит к многочисленным задержкам с оплатой и, как следствие, снижает заинтересованность медицинских организаций в оказании медицинской помощи «иногородним». Страдают в итоге пациенты. Все это ставит вопрос о необходимости совершенствования действующего механизма проведения межтерриториальных взаиморасчетов в системе ОМС.
-
2021 № 3 Ключевые изменения в полномочиях участников системы обязательного медицинского страхования в 2021 году
Настоящая публикация посвящена анализу вступивших в силу с 01.01.2021 г. изменений в Федеральном законе
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ, а также других связанных с этим нормативных правовых актов.
Целью работы является анализ причин, приведших к необходимости совершенствования нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования; содержание основных изменений в федеральном законодательстве и в других нормативных правовых актах, регулирующих сферу обязательного медицинского страхования (прежде всего – с точки зрения полномочий основных участников ОМС), а также оценка последствий этих изменений. -
2021 № 2 Организация профилактических мероприятий по выявлению микроспории среди населения Краснодарского края за 2011–2019 гг.
Введение. Микроспория представляет собой медико-социальную проблему в связи с широким распространением в различных возрастных группах населения, особенного детского.
Ц е л ь : провести анализ организации мероприятий по профилактике и выявлению микроспории среди населения Краснодарского края за 2011–2019 гг.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы : анализ проводился на основе данных федерального статистического наблюдения, представленных в форме № 34 «Сведения о больных заболеваниями, передаваемыми преимущественно половым путем и заразными кожными заболеваниями», утв. приказом Росстата от 29.12.11 № 520 (ред. от 24.12.2018) и формы № 9 «Сведения о заболеваниях инфекциями, передаваемыми половым путем и заразными кожными болезнями», утв. приказом Росстата от 29.12.11 № 520
(ред. от 24.12.2018). В работе применялись аналитический метод, метод описательной статистики. Проводился расчет интенсивных и экстенсивных показателей.
Р е з у л ь т а т ы : в динамике за 2011–2019 гг. в Краснодарском крае отмечается тенденция снижения (на 6,2%) выявления заболевших микроспорией, большей части которых диагноз установлен при самостоятельном обращении пациентов в медицинские организации (93,5%); у 6,5% заболевших микроспория была выявлена специалистами амбулаторно-поликлинических учреждений. В 2019 году в Краснодарском крае не было случаев выявления заболевших в условиях стационара и в медицинских организациях других форм собственности. В динамике за 2011–2019 гг. в Краснодарском крае наблюдается тенденция снижения на 51,7% числа пациентов с микроспорией, выявленных в кожно-венерологических учреждениях; на 64,2% – в других медицинских организациях; на 80,4% – при все видах медицинских осмотров.
В ы в о д ы : в динамике за 2011–2019 гг. в Краснодарском крае число выявленных пациентов с микроспорией и взятых на учет с вновь установленным диагнозом уменьшилось на 6,2%, в медицинских организациях Южного федерального округа (ЮФО) – на 0,5% при росте по Российской Федерации (РФ) в целом на 12,4%. Анализ путей выявления микроспории показал, что основная доля заболевших была выявлена при самостоятельном обращении, в том числе: в Краснодарском крае – 93,5%, ЮФО‑86,17%, РФ‑78,4%. Обращает на себя внимание низкая доля выявления заболевших в амбулаторно-поликлинических условиях. Результаты анализа свидетельствуют об усилении мероприятий по активному выявлению заболевших на этапе
госпитализации в непрофильные стационары. Необходимо отработать механизмы взаимодействия дерматовенерологических медицинских организаций с медицинскими организациями других форм собственности. -
2022 № 1 Некоторые вопросы осуществления выплат стимулирующего характера
В связи с предстоящим внедрением новой системы оплаты труда в здравоохранении резко возросло внимание к различным элементам заработной платы, особенно к выплатам стимулирующего характера. В предлагаемом материале рассматривается ряд выплат стимулирующего характера с точки зрения рисков, которые имеются сейчас и могут возникнуть в будущем при неправильном их начислении.