Статьи с темой: «информационные технологии»
-
2023 № 12 Региональная модель организации телемедицинских консультаций в офтальмологии: проблемы и перспективы.
А к т у а л ь н о с т ь . В современном здравоохранении отмечается возрастающая роль информационных и телекоммуникационных технологий. Цифровая трансформация медицинской отрасли позволяет обеспечить непрерывность наблюдения за пациентом, оптимизировать этап диагностики, повысить качество медицинской профилактики. На сегодняшний день телеконсультации широко реализованы в деятельности национальных медицинских исследовательских центров (далее – НМИЦ).
В данной статье представлена региональная модель организации и проведения телемедицинских консультаций в офтальмологическом центре 3-го уровня Республики Татарстан – ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им.проф.Е.В.Адамюка» за период 2019–2022 гг., проведен анализ проблем и перспектив совершенствования взаимодействия медицинских организаций 3-го уровня с НМИЦ при осуществлении дистанционных консультаций (консилиумов).
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я : изучение результатов внедрения телемедицинских консультаций (далее – ТМК) в деятельность регионального офтальмологического центра, оказывающего первичную специализированную медико-санитарную помощь и специализированную (в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь), в 2019–2022 гг. и разработка предложений по повышению эффективности использования телемедицинских технологий при оказании медицинской помощи.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Проведен анализ нормативного правового регулирования телемедицинских технологий в здравоохранении, осуществлена оценка количества и структуры телемедицинских консультаций с НМИЦ с использованием сведений единой государственной информационной системы регионального офтальмологического центра за период 2019–2022 гг.
Р е з у л ь т а т ы . При организации телемедицины в клинике разработаны локальные нормативные документы, выделены основные процессы телеконсультаций, назначены ответственные лица. С момента внедрения в ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ им.проф.Е.В.Адамюка» телемедицинских технологий проведено 130 телемедицинских консультаций с НМИЦ. В структуре нозологических форм при проведении ТМК преобладают воспалительные заболевания глаза (49,5%), дегенеративные болезни сетчатки (13%), глаукома (8,4%). Наиболее часто специалистами НМИЦ при ТМК рекомендованы очная консультация или
оперативное лечение пациента в условиях НМИЦ (46,6%), коррекция проводимой консервативной терапии (24,8%).
В ы в о д ы . Проведенная работа свидетельствует о востребованности дистанционных консультаций с НМИЦ при оказании медицинской помощи по профилю «Офтальмология». Актуальным становится более активное внедрение телекоммуникационных технологий в деятельность региональных специализированных центров при взаимодействии с медицинскими организациями 2-го и 1-го уровней. -
2019 № 8 Референс-центр лучевой диагностики: обоснование и концепция
В лучевой диагностике сложилась ситуация (интенсивный рост инфраструктуры на фоне организационно-методических и управленческих проблем), которая требует нового системного подхода к организации и управлению. Обоснована концепция референс-центра лучевой диагностики как структуры в системе здравоохранения, обеспечивающей дистанционную оценку, интерпретацию, описание и контроль результатов лучевых исследований, выполняемых в медицинских организациях всех форм собственности, с применением телемедицинских технологий. Референс-центр должен совокупно решать организационно-методические, лечебно-диагностические, образовательные, информационно-координационные, научные задачи. Основу концепции составили систематизированные результаты публикаций и собственный успешный опыт создания и эффективного функционирования референс-центра на базе ГБУЗ г. Москвы «НПКЦ диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ». На основе концепции требуется дальнейшая научно-практическая разработка нормативно-правового и методологического обеспечения деятельности референс-центров лучевой диагностики.
-
2020 № 1 Применение технологии распределенного реестра и смарт-контрактов в медицине
В настоящей статье авторы рассматривают технологии распределенных реестров и, в частности, блокчейн, как одно из потенциальных технических решений, способное обеспечить защиту данных пациентов. По мнению авторов, технологии распределённых реестров целесообразно использовать для сбора первичных данных, верификации взаимодействия различных институтов, работы с электронной медицинской картой. Применение технологии блокчейн может привести к созданию комплексной системы «здоровья», в рамках которой будет возможно осуществить переход на персонализированную медицину.
-
2017 № 2 Опыт использования информационных технологий в системе управления результативностью научной деятельности медицинского учреждения
При организации системы управления научно-исследовательским процессом разработано и внедрено оригинальное программное обеспечение «Учет научной деятельности», которое представляет собой информационно-технологический инструмент, решающий комплекс актуальных управленческих задач для современного крупного медицинского научно-исследовательского учреждения. В результате, с 2011 по 2015 гг. число ежегодно публикуемых статей от НИИ КПССЗ увеличилось на 42,6%; число публикаций в журналах, входящих в Web of Science и/или Scopus – в 2,2 раза; число цитирований всех публикаций – в 6 раз; среднее число пу-бликаций в расчете на 1 автора – на 27,1%. Информационные технологии, как инструмент управления научной результативностью, позволяют организации осуществлять четко стандартизованный учет выполнения сотрудниками различных задач в научно-исследовательском медицинском учреждении, что обеспечивает прозрачность производственных процессов и позволяет достичь основных целей менеджмента: мотивации и координации.
-
2023 № 4 Применение информационных технологий в оценке качества оказания медицинской помощи
Актуальная в настоящее время ценностно-ориентированная модель здравоохранения (Value-Based Healthcare) в большей степени направлена на обеспечение долговременной эффективности и удовлетворенности пациентов, что имеет прямое отношение к реализации принципов пациент-ориентированности и пациент-центрированности деятельности [1].
В соответствии с Предложениями (практическими рекомендациями) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре) ФГБУ «Национальный институт качества»
Росздравнадзора соблюдение принципов пациент-центрирования медицинской помощи предусматривает разработку и реализацию на уровне медицинской организации стратегии обеспечения безопасности пациентов, включающую вопросы соблюдения этических норм и правил при осуществлении медицинской деятельности. Сюда же включен и порядок организации обратной связи с пациентами [15].
Применение информационных технологий в анкетировании пациентов и анализе результатов позволяют обеспечить оперативный мониторинг показателей удовлетворенности пациентов и создать основу для оценки большинства аспектов деятельности стационара с позиции пациентов: качество медицинских услуг и их результаты, взаимодействие с персоналом, инфраструктура и сервисные составляющие.
Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – предоставить результаты внедрения авторской информационно-аналитической системы сбора и обработки информации об удовлетворенности пациентов посредством электронного web-анкетирования и обеспечивающей расчет показателей удовлетворенности в многопрофильном стационаре.
М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Базой исследования явился многопрофильный стационар государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница № 2» г. Владивосток. В рамках исследования выполнено анкетирование пациентов стационара с применением анкет в электронном виде, подготовленных медицинской организацией, разработана информационно-аналитическая система для проведения математического анализа результатов анкетирования по пяти критериям оценки качества условий оказания медицинской помощи.
В исследовании использована анкета, включающая 20 вопросов, ответы на которые выражают мнение пациентов по поводу качества работы врачей и среднего медицинского персонала, комфортности условий пребывания в приемном отделении, а также в стационаре в период госпитализации.
Анкета была разработана в 2015 году, и на протяжении многих лет анкетирование проводилось с использованием бумажных носителей и расчетов вручную. Но с 2021 года анкетирование пациентов и анализ собираемых данных были переведены в электронный формат.
В данной статье мы представляем результаты, полученные с помощью информационной системы сбора и анализа анкет, в которой принимали участие взрослые пациенты круглосуточного стационара.
Р е з у л ь т а т ы . Применение информационных технологий в анкетировании пациентов и анализе результатов позволяют обеспечить оперативный мониторинг показателей удовлетворенности пациентов и создать основу для оценки ряда аспектов деятельности стационара с позиции пациентов: качество медицинских услуг и их результаты, взаимодействие с персоналом, инфраструктура и сервисные составляющие позволяют оценить эффективность мер для обеспечения комфортных условий пребывания пациента и могут быть использованы в практическом здравоохранении для организации мероприятий по устранению дефектов и принятию решений по управлению медицинской организацией.
В ы в о д ы . Внедрение дополнительных способов изучения удовлетворенности пациентов с использованием электронных форм с учетом особенностей работы медицинской организации к установленным Министерством здравоохранения РФ требованиям позволяет повысить эффективность взаимодействия с пациентами и может быть одним из инструментов оценки социальной эффективности деятельности медицинской организации (стационара). -
2014 № 2 Автоматизированный лексический контроль как средство повышения качества медицинских документов
В статье рассматриваются вопросы необходимости создания и внедрения систем лексического контроля медицинских документов как средства повышения качества медицинских документов в условиях их электронного формирования. Также рассматриваются основные особенности создания системы лексического контроля «Элекс», как перспективы ее дальнейшего развития.
-
2013 № 4 Подход к оценке экономической эффективности медицинских информационных систем
Настоящая статья рассматривает методы оценки эффективности проекта по информатизации лечебно-профилактического учреждения с учетом специфики затрат и выгод ЛПУ. В статье приводятся также итоги практической оценки инвестиционных проектов информатизации нескольких ЛПУ различного типа.
-
2013 № 2 Создание автоматизированной системы контроля функций сотрудников и оптимизации организационно-штатной структуры ЛПУ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы создания в лечебно-профилактических учреждениях автоматизированной информационной системы, обеспечивающей учет функций сотрудников и оптимизацию организационно-штатной структуры ЛПУ.