Тихонова Н. К. - все статьи автора в журнале

    Маркетинг в здравоохранении
  • 2023 № 2 Влияние эксклавности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг

    В статье представлены результаты квалитативного анализа влияния эксклавности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг на примере Калининградской области. Экономическое неравенство в получении медицинских услуг способствует психографическому расслоению предпочтений потребителей медицинских услуг. Территориальная изолированность от страны и близость иностранных государств накладывают отпечаток на социальную-экономическую жизнь населения эксклавного субъекта и приверженность к медицинскому туризму.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – оценить влияние экславности и уровня доходов населения на потребительские предпочтения пациентов на рынке медицинских услуг.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы . В период с сентября по ноябрь 2022 г. спланировано и проведено одномоментное сравнительное исследование потребительских предпочтений выбора страны и медицинской организации на рынке медицинских услуг 773 жителей Российской Федерации трудоспособного возраста. Все респонденты были стратифицированы в две группы по тместу проживания: жители Центрального федерального округа и эксклавного субъекта (Калининградская область). Группы были сопоставимы по полу и возрасту. Проведен анализ предпочтений в выборе медицинской организации в зависимости от места проживания и уровня дохода респондентов. Использованы методы: открытого онлайн-анкетирования, квалитативного анализа, статистические. Достоверность различий процентных долей признака оценивалась по коэффициенту углового преобразования Фишера (φ) с заданной доверительной вероятностью 95%.
    Р е з у л ь т а т ы . Установлено влияние эксклавности и уровня доходов на потребительские предпочтения выбора медицинской организации. Выявлены особенности приоритетных мотиваторов выбора государственных, частных или зарубежных медицинских услуг респондентов Калининградской области. Комфортность получения медицинской услуги («отсутствие очередей») у респондентов Калининградской области в 1,4 раза чаще являлась мотиватором выбора частной медицины по сравнению с респондентами других регионов.
    Спрос на услуги частных и зарубежных клиник в эксклавной территории пропорционален уровню доходов. Пользовались сервисами медицинского туризма 28,7% респондентов эксклавной территории, предпочитающих частную медицину.
    В ы в о д ы . Отличительной особенностью потребителей медицинских услуг в эксклавной Калининградской области является увеличение востребованности частной медицины и лечения за рубежом пропорционально увеличению уровня доходов.
    Респонденты эксклавной территории в 1,4 раза чаще выбирают частные клиники и в 23,9 раза чаще пользуются сервисами медицинского туризма по сравнению с жителями ЦФО. Каждый четвертый респондент Калининградской области не доверяет качеству подготовки врачей в РФ. Транспортная доступность стран ЕС, неудовлетворенность уровнем подготовки медицинских кадров, отсутствие ряда медицинских услуг в РФ, возможность реализовать желание совместить лечение с поездкой за рубеж при достаточном уровне дохода населения в эксклавной области, наряду с дефицитом врачебных кадров в субъекте способствуют повышению привлекательности частных медицинских организаций, импорту медицинских услуг и оттоку пациентов за рубеж. Даны рекомендации по повышению привлекательности государственной медицины в Калининградской области.

    Авторы: Тихонова Н. К., Шилин С. Н., Авдеева Е. С., Цупова Е. А.

    Темы: потребительские предпочтения пациентов1 рынок медицинских услуг4 уровень дохода населения1 эксклавность1

    Подробнее >

  • Популяционное здоровье
  • 2022 № 10 Сравнительная оценка приверженности к вакцинации молодых матерей и студентов медицинского вуза

    Вакцинация является испытанным инструментом для борьбы с инфекционными болезнями. С развитием пандемии значительно возросла актуальность вакцинопрофилактики, в связи с чем усилилась важность рассмотрения аспектов вакцинации среди различных групп населения. Особое значение имеет приверженность к вакцинопрофилактике студентов медицинских вузов как будущих врачей с одной стороны и молодых матерей с другой.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – выявление особенностей приверженности к вакцинации студентов отдельного медицинского вуза и молодых матерей определенной территории для оптимизации популяризации вакцинопрофилактики.
    М а т е р и а л ы и м е т о д ы . Спланировано и проведено сравнительное исследование приверженности к вакцинации 167 студентов медицинского вуза (средний возраст 22,3±0,79 года) и 200 матерей в возрасте от 19 до 30 лет (средний возраст 23,5±5,1 года), проживающих в г. Смоленске. В ходе исследования применялись статистический, аналитический методы, открытое онлайн-анкетирование.
    Р е з у л ь т а т ы . Анализ результатов анкетирования молодых матерей и студентов-медиков свидетельствует в целом о положительном отношении к вакцинации, важность которой понимают боле половины опрошенных. Респонденты обеих групп активно интересуются темой вакцинопрофилактики и хотели бы получать больше информации по данному вопросу. Основным источником информации о вакцинопрофилактике и у молодых матерей и у студентов-медиков являются медицинские работники. Большинство респондентов обоего пола будут прививать своих детей в рамках Национального календаря профилактических прививок.
    В ы в о д ы . Необходимо усиление формирования приверженности к вакцинопрофилактике как студентов-медиков, так и молодых матерей. Сделать это возможно путем внесения изменений в образовательную структуру; проведения вебинаров, семинаров, конференций по вопросам иммунопрофилактики; разработки с участием студентов информационных материалов для населения по теме «Вакцинопрофилактика» в виде макетов, постеров. Целесообразным будет привлечение волонтеров – студентов-медиков для выступлений перед родителями-ровесниками по вопросам вакцинации, а также усиление санитарно-просветительской
    работы среди населения и проведения бесед с родителями о возможных последствиях при отсутствии вакцинации.

    Авторы: Шевченко С. С., Тихонова Н. К.

    Темы: анкетирование9 вакцинация3 молодые матери1 отношение к прививкам1 студенты-медики3

    Подробнее >

  • Социология здравоохранения
  • 2024 № 3 Пути повышения вовлеченности сотрудников медицинской организации в онлайн-опросы.

    Социологические исследования, проводимые среди персонала медицинской организации, являются одним из действенных инструментов для принятия эффективных управленческих решений. Целью исследования являлась разработка рекомендаций для руководителей медицинских организаций по повышению вовлеченности персонала в онлайн-опросы.
    Материалы и методы. Спланировано и проведено повторное сравнительное исследование активности участия в онлайн-опросах медицинского персонала клиники. Анализ доли отзыва на анкетирование осуществлялся до и после усовершенствования методики опроса. Использованы методы открытого онлайн-анкетирования, квалитативного анализа, защиты личных данных респондентов, графики опроса, QR-коды, дашборд-информирование.
    Результаты. Повышение анонимности опроса, внедрение графиков анкетирования, динамических QR-кодов, информирование о ходе опроса с помощью дашбордов снизили временные затраты на онлайн-анкетирование и повысили вовлеченность сотрудников в опрос с 54,1% до 94,6%.
    Выводы. Повышение вовлеченности персонала в интерактивный опрос является одним из необходимых инструментов качества и обеспечивает руководство клиники информацией по улучшению командной работы. Предложенный алгоритм проведения онлайн-опроса может быть использован как инструмент управления персоналом медицинской организации для увеличения вовлеченности персонала в интерактивное анкетирование.

    Авторы: Тихонова Н. К., Семченков А. В.

    Темы: вовлеченность в онлайн-опрос1 социологические исследования персонала1 управление персоналом5

    Подробнее >