Статьи с темой: «организация труда»
-
2022 № 8 Комплексная оценка деятельности лабораторной службы региона при диагностике COVID‑19
Повсеместное распространение новой коронавирусной инфекции способствовало мобилизации всех органов власти, и колоссальная нагрузка выпала на систему здравоохранения. Важным этапом ведения пациентов является своевременная лабораторная диагностика, которая позволяет адекватно проводить лечебно-диагностические, противоэпидемические и профилактические мероприятия. Интегральным показателем, характеризующим готовность лабораторной службы проводить диагностику новой коронавирусной инфекции, является мощность лабораторной службы. Материально-техническая база, кадровые ресурсы, организация труда, информатизация оказывают свое влияние на максимальную расчетную мощность, текущую реальную и оперативную производительность лабораторий. Выявлено, что факторами, значительно влияющими на
деятельность лаборатории, являются численность кадрового состава, наличие автоматических станций выделения нуклеиновых кислот, число амплификаторов. Своевременное комплексное материально-техническое обеспечение, квалифицированные кадры являются базисом успешного решения поставленных задач лабораторной диагностики. -
2017 № 4 Нагрузка на службу крови медицинских учреждений в зависимости от объёмов тромбоцитотерапии по дням недели
Оценили частоту переливания, целеполагание и стратификацию 1519 доз донорских тромбоцитов в различные дни недели в 16 клиниках Республики Башкортостан. Доля перелитых тромбоцитов в разные дни недели в клиниках различается в 5,1 раза. Потребности клиник с воскресенья по вторник включительно в тромбоцитах составляют 17,2% общего потребления и на 61,3% (p<0,01) чаще, чем в другие дни недели удовлетворяются за счет аферезных тромбоцитов. Максимальная равномерность дат переливания тромбоцитов выявлена в Республиканской детской клинической больнице, в которой со среды до пятницы включительно переливают 51,2% тромбоцитов, тогда как в остальных клиниках – 76,8% (p<0,01). Повышенная частота начала тромбоцитотерапии в пятницу в небольших клиниках может стать причиной аудита соответствия этих трансфузий правилам. Полученные результаты могут быть полезны для оценки перегрузки или простоя службы крови клиник, повышению эффективности клинической работы.
-
2020 № 9 Совершенствование технологии работы заведующих терапевтическими отделениями центральных районных больниц
В статье представлены результаты изучения организации труда заведующих отделениями центральных районных
больниц (ЦРБ) и качества терапевтической помощи сельскому населению. Исследование проведено в 2017–2019 гг. на базе 26 ЦРБ Республики Дагестан. Качество терапевтической помощи изучено путем экспертной оценки 1085 стационарных и 748 амбулаторных карт больных. Проведен хронометраж затрат рабочего времени заведующих отделениями ЦРБ в течение 845 часов. Установлено, что в сложившихся условиях выполнению основных обязанностей заведующих отделениями уделяют до 50,7% рабочего времени. Нерациональные затраты времени составляют 15,1%.
В терапевтических отделениях ЦРБ имело место несвоевременное и полное обследование значительной части больных; не
всегда лечение полноценное и законченное, не соблюдается преемственность в обследовании и лечении больного между
поликлиникой и стационаром. На основе материалов исследования был разработан комплекс рекомендаций по совершенствованию технологии работы заведующих отделениями ЦРБ и повышению качества медицинской помощи. Экспериментальная проверка рекомендаций подтвердила их эффективность: увеличились затраты времени на основную работу с 51,2% до 72,4%, доля времени на организацию и руководство лечебно-диагностическим процессом возросла на 15,5%. Улучшение организации труда заведующих отделениями в условиях эксперимента положительно сказалось на качестве медицинской помощи: на 25,4% возросла доля больных, обследованных на догоспитальном этапе; число полностью обследованных увеличилось с 58,4% до 90,3%; количество больных, которым проведено полноценное лечение возросло на 14,7%. -
2019 № 7 Совершенствование информационного обеспечения и организационно-управленческих аспектов деятельности главных врачей центральных районных больниц…
В статье представлены результаты изучения организации труда главных врачей центральных районных больниц и их заместителей в Республике Дагестан. Проанализировано содержание 918 управленческих актов, изданных на уровне Минздрава Республики Дагестан и базовых ЦРБ за последние 5 лет. Изучено информационное обеспечение главных врачей ЦРБ и их заместителей. Установлено, что многие акты управления исполняются частично или вообще не исполняются. Из 436 приказов Минздрава Республики Дагестан исполнено 70,6%, из 482 приказов главных врачей ЦРБ – 64,2%. Около половины (48,6%) управленческих решений приходится на кадровые вопросы, 17,5% – на организацию лечебно-профилактической помощи, 7,1% – на развитие материально-технической базы. На основе материалов исследования разработаны рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения и организационно-управленческих аспектов деятельности главных врачей цен¬тральных районных больных.
-
2021 № 7 Совершенствование организационно-управленческой деятельности главных внештатных специалистов центральных районных больниц.
Главный внештатный специалист является ведущей фигурой в системе медицинских организаций. От уровня его квалификации и эрудиции, организаторских и деловых качеств зависит в конечном счете успех работы руководимого им коллектива в целом и каждого работника в отдельности.
Цель исследования – разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию организационно-управленческой деятельности главных внештатных специалистов ЦРБ.
Материал и методы. Исследование проводилось в 2019–2020 гг. на базе 32 центральных районных больниц Республики Дагестан. Изучена организационно-управленческая деятельность 216 главных специалистов ЦРБ по 7 профилям. Осуществлен хронометраж рабочего времени 14 главных специалистов в течение 8389 часов. Проведено анкетирование 267 главных специалистов по разным аспектам их деятельности. Изучено качество терапевтической помощи в 4 ЦРБ путем экспертной оценки 768 медицинских карт амбулаторных больных.
Результаты. В структуре затрат рабочего времени главных специалистов ЦРБ по видам деятельности основные затраты приходятся на лечебно-профилактическую работу (от 35,1% у терапевтов до 66,2% у отоларингологов). Затраты времени на работу по руководству отделением в среднем составили 20,3%, на управление специализированными службами – 11,4%. В среднем каждый главный специалист выезжает в течение года на сельский врачебный участок 12,7 раз, в том числе 7,9 раз в участковые больницы (врачебные амбулатории) и 4,8 раз на ФАП. На основе материалов исследования разработан комплекс рекомендаций по совершенствованию организационно-управленческой деятельности главных специалистов ЦРБ.
Выводы. В условиях эксперимента удельный вес затрат рабочего времени главных специалистов на управление специализированными службами увеличился почти в 2 раза, у терапевтов с 16,4 до 27,9%, у педиатров – с 23,6 до 35,4%. У хирургов и акушеров-гинекологов затраты на управление службами увеличились в 1,5 раза. Главные специалисты в 3 раза больше стали уделять внимание анализу качества медицинской помощи, в 1,5 раза – контролю деятельности медицинских организаций, работе с медицинскими кадрами, организационно-методической деятельности за счет сокращения нерациональных затрат рабочего времени. -
2024 № 8 Роль ассистирующего звена при оказании медицинской помощи в медицинских организациях: анализ текущей системы организации труда среднего медицинского персонала и формирование рекомендаций для совершенствования управления немедицинским персоналом.
Существует проблема перегруженности врачей и среднего медицинского персонала работой, не связанной напрямую с оказанием медицинской помощи, поэтому часть их функций может быть передана сотрудникам немедицинского профиля.
Цель исследования: анализ концептуальных основ и систематизация подходов к определению статуса немедицинского персонала и формирование рекомендаций по делегированию ряда функций среднего медицинского персонала (далее –СМП) потенциальным сотрудникам.
Материалы и методы. Анкетирование сотрудников ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ (далее – ГКБ № 67). Всего опрошено 188 респондентов: 173 медицинских сестер и 15 врачей из числа руководителей. Для оценки результатов анкетирования были рассчитаны средние и среднеквадратическое отклонения при доверительном интервале 95%.
Результаты. Предлагается введение в деятельность медицинских организаций новой категории немедицинских сотрудников – ассистентов медицинских сестер, в чьи функциональные обязанности войдет организационное сопровождение оказания медицинской помощи. Для управления немедицинским персоналом предлагается создание новой структурной единицы в медицинской организации – хозяйственно-обслуживающего отдела. На примере ГКБ № 67 оценена возможность внедрения данных организационных изменений в медицинские организации.
Сформирован ряд рекомендаций для региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения и медицинских организаций Российской Федерации, нацеленных на решение проблемы дефицита СМП и его высокой рабочей нагрузки путем реорганизации труда в медицинских организациях – внедрения ассистентов медицинских сестер.
Выводы. Разработанная в рамках исследования система управления немедицинским персоналом может поспособствовать снижению влияния кадрового дефицита на работу системы здравоохранения в Российской Федерации. -
2024 № 5 Организация труда среднего медицинского персонала как фактор повышения эффективности деятельности медицинских организаций.
Недостаток среднего медицинского персонала является одной из актуальных проблем российского здравоохранения, негативно влияя на эффективность работы медицинских организаций. Данный дефицит частично вызван высокой рабочей нагрузкой на средний медицинский персонал и необходимостью выполнять ряд несвойственных, немедицинских обязанностей, что приводит к снижению качества оказываемой медицинской помощи и негативно сказывается на мотивации сотрудников и занятости в данной сфере.
Цель исследования: выявление ключевых проблем организации труда среднего медицинского персонала и разработка предложений по формированию новой концепции организации труда с учетом международного опыта.
Материалы и методы. В основу проведенного исследования легли анализ существующей академической литературы, источников официальных статистических данных, нормативно-правовых документов, теоретических и практических аспектов управления и организации труда в сфере здравоохранения, изучение соответствующего международного опыта для целей определения инновационных подходов и методик организации труда.
Результаты. В качестве основных проблем организации труда среднего медицинского персонала отмечены нехватка кадров, высокая рабочая нагрузка, усугубляемая проблемами нормативного регулирования и устареванием материально-технической базы. Определены причины кадрового дефицита средних медицинских работников: низкий уровень оплаты труда, неудовлетворенность условиями труда, низкий уровень престижности профессии медицинского сотрудника. В качестве наиболее эффективного способа решения данных проблем на основании примеров из международного опыта предложено внедрение системы делегирования немедицинских обязанностей среднего медицинского персонала немедицинским работникам – ассистентам. Согласно данному подходу, в задачи ассистентов должны входить: не требующий медицинской квалификации уход за пациентами, работа с документами, коммуникации, вспомогательные работы в виде уборки, подготовки помещений и прочее. Международный опыт демонстрирует, что внедрение вспомогательного персонала повышает эффективность медицинских организаций и снижает нагрузку на средний медицинский персонал.
Выводы. Выявлена потребность в дальнейшей проработке концепции организации труда в сфере здравоохранения в Российской Федерации, основанной на принципе делегирования немедицинских обязанностей среднего медицинского персонала немедицинскому вспомогательному персоналу -
2024 № 6 Оптимизация рабочей нагрузки среднего медицинского персонала как фактор снижения профессионального выгорания и повышения качества оказываемой медицинской помощи: анализ практики организации труда среднего медицинского персонала на примере городской клинической больницы № 67 им. Л.А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы.
Для снижения нагрузки на средний медицинский персонал необходима разработка новых подходов к организации труда, новых методов и форм управления данным персоналом.
Цель исследования: разработать систему распределения обязанностей среднего медицинского персонала для повышения эффективности функционирования медицинской организации на примере Городской клинической больницы № 67 им.
Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы. Система позволит существенно снизить рабочую нагрузку медицинского персонала, повысить его мотивацию и повысить качество оказываемой медицинской помощи.
Материал и методы. Рассмотрены особенности функционирования Городской клинической больницы № 67 им. Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы, а также проведенной кадровой реформы, которая способствует оптимизации деятельности медицинского персонала. Проведен качественный анализ структуры и количественный анализ затрат рабочего времени медицинских сестер больницы на основе методов статистического учета: инвентаризации задач и анкетирования медицинских сестер отдельного корпуса рассматриваемой медицинской организации.
Результаты. Выявлено, что наибольшие временные затраты на выполнение трудовых операций, не требующих медицинской квалификации, в течение рабочего дня приходятся на медицинских сестер процедурных и перевязочных кабинетов. Определены конкретные должностные обязанности, которые могут быть переданы немедицинским сотрудникам. Согласно результатам проведенного количественного исследования, модернизация принципов организации труда в медицинских организациях на примере Городской клинической больницы № 67 им. Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы состоит в делегировании трудовых операций, таких как работа с документацией и работа с электронными ресурсами, немедицинскому персоналу.
Выводы. Полученные результаты могут быть использованы руководством медицинских учреждений при организации труда и распределении рабочей нагрузки медицинского и немедицинского персонала для повышения качества оказываемой медицинской помощи.