Менеджмент в здравоохранении
  • 2020 № 9 Совершенствование технологии работы заведующих терапевтическими отделениями центральных районных больниц

    В статье представлены результаты изучения организации труда заведующих отделениями центральных районных
    больниц (ЦРБ) и качества терапевтической помощи сельскому населению. Исследование проведено в 2017–2019 гг. на базе 26 ЦРБ Республики Дагестан. Качество терапевтической помощи изучено путем экспертной оценки 1085 стационарных и 748 амбулаторных карт больных. Проведен хронометраж затрат рабочего времени заведующих отделениями ЦРБ в течение 845 часов. Установлено, что в сложившихся условиях выполнению основных обязанностей заведующих отделениями уделяют до 50,7% рабочего времени. Нерациональные затраты времени составляют 15,1%.
    В терапевтических отделениях ЦРБ имело место несвоевременное и полное обследование значительной части больных; не
    всегда лечение полноценное и законченное, не соблюдается преемственность в обследовании и лечении больного между
    поликлиникой и стационаром. На основе материалов исследования был разработан комплекс рекомендаций по совершенствованию технологии работы заведующих отделениями ЦРБ и повышению качества медицинской помощи. Экспериментальная проверка рекомендаций подтвердила их эффективность: увеличились затраты времени на основную работу с 51,2% до 72,4%, доля времени на организацию и руководство лечебно-диагностическим процессом возросла на 15,5%. Улучшение организации труда заведующих отделениями в условиях эксперимента положительно сказалось на качестве медицинской помощи: на 25,4% возросла доля больных, обследованных на догоспитальном этапе; число полностью обследованных увеличилось с 58,4% до 90,3%; количество больных, которым проведено полноценное лечение возросло на 14,7%.

    Авторы: Гаджиев Р. С., Агаларова Л. С

    Темы: заведующий отделением1 информационное обеспечение2 качество медицинской помощи31 организационный эксперимент1 организация труда5 экспертная оценка2

    Подробнее >

  • 2022 № 6 Экспертная валидация стандартизированного описания моделей организации службы лабораторной диагностики

    В в е д е н и е . Задача обеспечения доступности и качества лабораторных исследований определяет необходимость поиска новых подходов к организации работы служб лабораторной диагностики. Решение этой задачи возможно только на основе систематизированного описания и анализа существующих моделей организации соответствующей службы.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я : валидировать описание базовых моделей организации службы лабораторной диагностики, выполненное с использованием стандартизированных характеристик. М а т е р и а л и м е т о д ы . Выполнено социологическое исследование на принципах системного подхода. Методы исследования: социологические (экспертных оценок), аналитические, статистические. Р е з у л ь т а т ы и о б с у ж д е н и е . Значение согласованности для модели централизации (консолидации) составило 0,626 (95% ДИ 0,516–0,711), аутсорсинга (децентрализации) – 0,747 (95% ДИ 0,672–0,804), горизонтальной интеграции – 0,784,
    95% ДИ 0,720–0,833, мобильной модели – 0,883 (95% ДИ 0,848–0,909). Первое значение интерпретировано как сомнительное, в распределение характеристик модели внесены значительные коррективы. Второе и третье значение – как достаточные, внесены минимальные коррективы. Четвертое – как хорошие, описание не изменяли. Сформированы финальные матрицы SWOT-анализа для четырех моделей организации службы лабораторной диагностики. В ы в о д ы . Экспертная валидация характеристик моделей организации службы лабораторной диагностики позволяет сформировать стандартизованное описание базовых моделей для дальнейшего выбора одной из них как основы планирования развития службы субъекта РФ.

    Авторы: Гольдберг А. С., Черныш Н. Ю., Вавилова Т. В.

    Темы: клиническая лабораторная диагностика2 модель организации1 служба лабораторной диагностики1 управление10 экспертная оценка2

    Подробнее >