Статьи с темой: «немедицинский персонал»
-
2017 № 2 Немедицинский и прочий персонал, работающий в медицинских организациях, подчиненных субъекту Российской Федерации
Требование повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения, в том числе кадровых, обусловливает необходимость совершенствования подходов к определению потребности в немедицинских кадрах здравоохранения. За последние три года почти в два раза (на 47,3%) увеличилась абсолютная численность категории «прочий персонал» медицинских организаций, и возросла на 24,6% ее доля в общей численности работников здравоохранения. Проанализированы данные, предоставленные органами управления здравоохранения Российской Федерации о численности, составе и дополнительной потребности медицинских организаций в немедицинском и прочем персонале. Показана необходимость разработки единой номенклатуры должностей в части немедицинских кадров здравоохранения, четко определенных методических подходов к формированию штатной структуры и численности немедицинского персонала в зависимости от типа и мощности медицинской организации.
-
2024 № 8 Роль ассистирующего звена при оказании медицинской помощи в медицинских организациях: анализ текущей системы организации труда среднего медицинского персонала и формирование рекомендаций для совершенствования управления немедицинским персоналом.
Существует проблема перегруженности врачей и среднего медицинского персонала работой, не связанной напрямую с оказанием медицинской помощи, поэтому часть их функций может быть передана сотрудникам немедицинского профиля.
Цель исследования: анализ концептуальных основ и систематизация подходов к определению статуса немедицинского персонала и формирование рекомендаций по делегированию ряда функций среднего медицинского персонала (далее –СМП) потенциальным сотрудникам.
Материалы и методы. Анкетирование сотрудников ГБУЗ г. Москвы ГКБ № 67 им. Л. А. Ворохобова ДЗМ (далее – ГКБ № 67). Всего опрошено 188 респондентов: 173 медицинских сестер и 15 врачей из числа руководителей. Для оценки результатов анкетирования были рассчитаны средние и среднеквадратическое отклонения при доверительном интервале 95%.
Результаты. Предлагается введение в деятельность медицинских организаций новой категории немедицинских сотрудников – ассистентов медицинских сестер, в чьи функциональные обязанности войдет организационное сопровождение оказания медицинской помощи. Для управления немедицинским персоналом предлагается создание новой структурной единицы в медицинской организации – хозяйственно-обслуживающего отдела. На примере ГКБ № 67 оценена возможность внедрения данных организационных изменений в медицинские организации.
Сформирован ряд рекомендаций для региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения и медицинских организаций Российской Федерации, нацеленных на решение проблемы дефицита СМП и его высокой рабочей нагрузки путем реорганизации труда в медицинских организациях – внедрения ассистентов медицинских сестер.
Выводы. Разработанная в рамках исследования система управления немедицинским персоналом может поспособствовать снижению влияния кадрового дефицита на работу системы здравоохранения в Российской Федерации. -
2024 № 6 Оптимизация рабочей нагрузки среднего медицинского персонала как фактор снижения профессионального выгорания и повышения качества оказываемой медицинской помощи: анализ практики организации труда среднего медицинского персонала на примере городской клинической больницы № 67 им. Л.А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы.
Для снижения нагрузки на средний медицинский персонал необходима разработка новых подходов к организации труда, новых методов и форм управления данным персоналом.
Цель исследования: разработать систему распределения обязанностей среднего медицинского персонала для повышения эффективности функционирования медицинской организации на примере Городской клинической больницы № 67 им.
Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы. Система позволит существенно снизить рабочую нагрузку медицинского персонала, повысить его мотивацию и повысить качество оказываемой медицинской помощи.
Материал и методы. Рассмотрены особенности функционирования Городской клинической больницы № 67 им. Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы, а также проведенной кадровой реформы, которая способствует оптимизации деятельности медицинского персонала. Проведен качественный анализ структуры и количественный анализ затрат рабочего времени медицинских сестер больницы на основе методов статистического учета: инвентаризации задач и анкетирования медицинских сестер отдельного корпуса рассматриваемой медицинской организации.
Результаты. Выявлено, что наибольшие временные затраты на выполнение трудовых операций, не требующих медицинской квалификации, в течение рабочего дня приходятся на медицинских сестер процедурных и перевязочных кабинетов. Определены конкретные должностные обязанности, которые могут быть переданы немедицинским сотрудникам. Согласно результатам проведенного количественного исследования, модернизация принципов организации труда в медицинских организациях на примере Городской клинической больницы № 67 им. Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы состоит в делегировании трудовых операций, таких как работа с документацией и работа с электронными ресурсами, немедицинскому персоналу.
Выводы. Полученные результаты могут быть использованы руководством медицинских учреждений при организации труда и распределении рабочей нагрузки медицинского и немедицинского персонала для повышения качества оказываемой медицинской помощи. -
2024 № 5 Организация труда среднего медицинского персонала как фактор повышения эффективности деятельности медицинских организаций.
Недостаток среднего медицинского персонала является одной из актуальных проблем российского здравоохранения, негативно влияя на эффективность работы медицинских организаций. Данный дефицит частично вызван высокой рабочей нагрузкой на средний медицинский персонал и необходимостью выполнять ряд несвойственных, немедицинских обязанностей, что приводит к снижению качества оказываемой медицинской помощи и негативно сказывается на мотивации сотрудников и занятости в данной сфере.
Цель исследования: выявление ключевых проблем организации труда среднего медицинского персонала и разработка предложений по формированию новой концепции организации труда с учетом международного опыта.
Материалы и методы. В основу проведенного исследования легли анализ существующей академической литературы, источников официальных статистических данных, нормативно-правовых документов, теоретических и практических аспектов управления и организации труда в сфере здравоохранения, изучение соответствующего международного опыта для целей определения инновационных подходов и методик организации труда.
Результаты. В качестве основных проблем организации труда среднего медицинского персонала отмечены нехватка кадров, высокая рабочая нагрузка, усугубляемая проблемами нормативного регулирования и устареванием материально-технической базы. Определены причины кадрового дефицита средних медицинских работников: низкий уровень оплаты труда, неудовлетворенность условиями труда, низкий уровень престижности профессии медицинского сотрудника. В качестве наиболее эффективного способа решения данных проблем на основании примеров из международного опыта предложено внедрение системы делегирования немедицинских обязанностей среднего медицинского персонала немедицинским работникам – ассистентам. Согласно данному подходу, в задачи ассистентов должны входить: не требующий медицинской квалификации уход за пациентами, работа с документами, коммуникации, вспомогательные работы в виде уборки, подготовки помещений и прочее. Международный опыт демонстрирует, что внедрение вспомогательного персонала повышает эффективность медицинских организаций и снижает нагрузку на средний медицинский персонал.
Выводы. Выявлена потребность в дальнейшей проработке концепции организации труда в сфере здравоохранения в Российской Федерации, основанной на принципе делегирования немедицинских обязанностей среднего медицинского персонала немедицинскому вспомогательному персоналу