Статьи с темой: «телемедицинские консультации»
-
2024 № 9 Организация телемедицинских консультаций для первичных пациентов как этап маршрутизации в онкологической службе.
Использование новых информационных технологий для оптимизации маршрутизации онкологических пациентов является одной из ключевых задач здравоохранения в РФ. Внедрение технологий телемедицинских консультаций на разных этапах маршрутизации онкологических пациентов позволяет не только значительно повысить качество оказания медицинской помощи по профилю «Онкология», но и ускорить процесс диагностики и начало лечения онкологических пациентов.
На территории Свердловской области процесс оптимизации маршрутизации онкологических больных достиг за последние годы существенных положительных результатов, благодаря использованию технологий ТМК и региональной онкологической информационной системы ОНКОР, что позволяет, в свою очередь, снизить количество повторных приёмов.
Цель исследования: оценка маршрутизации онкологических пациентов с применением телемедицинских консультаций (ТМК).
Материалы и методы. В исследовании были использованы аналитические данные, полученные в медицинской информационной системе онкологического диспансера и региональной онкологической системе ОНКОР. В процессе исследования была проведена оценка влияния внедрения ТМК для всех впервые направляемых в онкологический диспансер первичных пациентов на соблюдение сроков маршрутизации пациентов со злокачественными новообразованиями (ЗН), на полноту обследования пациентов в соответствии с клиническими рекомендациями и Программой государственных гарантий, на количество визитов пациентов в онкологический диспансер с момента первого посещения до назначения специализированного
противоопухолевого лечения.
Выводы. Таким образом, проведение ТМК перед первым посещением онкологического диспансера позволило у большинства пациентов предотвратить лишний визит для получения информации о необходимости дообследования, а также сократить количество обращений, связанных с необходимостью частых приездов в диспансер, что затруднительно с учетом размеров Свердловской области. -
2022 № 5 Телемедицина как инструмент межрегионального дистанционного взаимодействия с профильными медицинскими организациями субъектов Российской Федерации: опыт Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России
В настоящее время возможность оказания квалифицированной медицинской помощи в любой точке земного шара стала реальностью благодаря развитию телемедицинских технологий. Развитие и совершенствование телемедицинских технологий происходит благодаря нормативно-правовому регулированию и реализации национального проекта «Здравоохранение», который разработан на основании указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204) [1].
Национальным медицинским исследовательским центрам (НМИЦ) была поставлена задача организации консультативной и методологической экспертной поддержки профильных региональных медицинских организаций 3 уровня субъектов РФ.
В рамках НМИЦ Чебоксарский филиал «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» курирует офтальмологическую службу 8 субъектов Российской Федерации: Нижегородской, Кировской, Ульяновской областей, Республики Мордовия, Удмуртия, Марий-Эл, Татарстан и Чувашия. В статье представлен опыт Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России по применению телемедицинских технологий с целью совершенствования оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по профилю
«Офтальмология». За 3-х летний период работы значительно выросло количество запросов на проведение телемедицинских консультаций на уровне «врач-врач». Кроме того, с января 2021 года Чебоксарский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» оказывает консультативную помощь на уровне «врач-пациент».
Цель исследования – представить опыт Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России по применению телемедицинских консультаций (ТМК), осуществленных с использованием компонента «Телемедицинские консультации» подсистемы федеральной электронной регистратуры единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (компонент ТМК ФЭР ЕГИСЗ) за период с 2019 г. по 2021 г. и Единой защищенной технологической платформы «МЕДТЕРА Телемедицина» с 2021 года.
Материал и методы. Телемедицинские консультации на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова» осуществляют профильные высококвалифицированные специалисты – руководители подразделений, научные сотрудники, ведущие специалисты в различных областях офтальмологии. Телемедицинская консультация уровня «врач-врач» выполняется следующим образом: на начальном этапе поступает запрос от профильных медицинских организаций субъектов РФ на консультацию, который обрабатывается сотрудниками отдела телемедицинских
консультаций. Осуществляется регистрация информации о запросе в базе данных, оценка его профильности, а также качества, полноты и актуальности данных приложенной медицинской документации. Для проведения консультации «врач-пациент» в режиме реального времени посредством видео- или аудиоконферецсвязи пациент самостоятельно записывается на удобную ему дату и время к определённому специалисту.
Результаты. На протяжении 3-х лет функционирования ТМК на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России наблюдается прогрессивный рост количества запросов на проведение телемедицинских консультаций уровня «врач-врач» по профилю «Офтальмология» из 8 субъектов РФ © Поздеева Н. А., Авершина Л. А., Сорокина О. В., 2022 г.
№ 5 2022 38
Приволжского федерального округа. Основную массу телемедицинской консультации составляют плановые запросы. За 3-х летний период проведения телемедицинских консультаций на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России из Республики Татарстан было 94 ТМК, из Чувашской Республики – 79 ТМК, из Республики Марий Эл – 61 ТМК, из Республики Удмуртия – 53 ТМК, из Кировской области – 46 ТМК, из Нижегородской области – 37 ТМК, из Ульяновской области – 36 ТМК, из Республики Мордовия – 23 ТМК.
Выводы. Обобщая результаты проведённого анализа структуры телемедицинских консультаций, выполненных с использованием компонента ТМК ФЭР ЕГИСЗ, можно резюмировать, что компонент ТМК ФЭР ЕГИСЗ является удобным, эффективным средством, позволяющим соблюдать законодательство РФ при проведении телемедицинских консультаций, а также выполнять анализ структуры телемедицинских консультаций, проведенных с его использованием -
2023 № 4 Возможности перераспределения функций городской поликлиники при открытии подразделения – Дистанционный консультативный центр
Ц е л ь . Оценить промежуточные результаты пилотного проекта по организации самостоятельного подразделения городской поликлиники, осуществляющего дистанционное сопровождение граждан – Дистанционный консультативный центр ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8» (далее ДКЦ).
М е т о д ы п р о в е д е н и я р а б о т ы . Для оценки результативности пилотного проекта был проанализирован ряд показателей работы медицинской организации до старта проекта и спустя 12 месяцев после начала его реализации. Анализ проводился по двум направлениям работы дистанционного консультативного центра: 1. процесс оказания медицинской помощи пациентам с ОРВИ/Грипп/COVID‑19; 2. процесс обеспечения лекарственными препаратами льготной категории граждан.
Проанализированы объемы работы, которые могут быть перенесены на дистанционный консультативный центр от участковой службы и от службы неотложной помощи.
Источником данных послужили медицинская информационная система медицинской организации «УРМО ТО» (модули Регистратура, Контроль исполнения, АРМ врача, Листки нетрудоспособности, Дополнительные обработки). Проанализирован период работы медицинской организации с 01.01.2022 по 31.12.2022 гг. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0.
Дистанционная консультация осуществлялась посредством IP-телефонии, а также с помощью специализированного программного обеспечения Телемед 72.
Р е з у л ь т а т ы р а б о т ы . До организации ДКЦ, медиана показателя фактической нагрузки на час работы ковидной бригады составила 2,5 [2,3–2,7] пациентов, р<0,07. В то время как врач ДКЦ осуществлял в среднем дистанционных консультаций 56,9 [44–68] человек, что составляет в среднем 8,8 пациентов в час, р< 0,07.
Медианное значение пациентов для выписки рецептов на льготные лекарственные средства до начала проекта составило 4 [3–6] пациента в день (р<0,07), в среднем 22,2% времени первичного приема приходится на пациентов, требующих выписки льготного рецепта. Медианное значение обращений с целью обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан при выписке фельдшером ДКЦ составило 1 [0–3] (р<0,08). Таким образом, в структуре поводов для первичного приема к врачу-терапевту участковому данный раздел стал занимать 0,06%.
В ы в о д ы . Организация работы ДКЦ позволила разработать подходы, апробировать и адаптировать их к процессам заполнения расписания врачей первичного звена с целью повышения доступности на первичные приемы участковой службы.
Масштабирование организационной модели и процессов дистанционного консультативного центра ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 8» может послужить эффективным инструментом в достижении целей, озвученных в рамках стартовавшего в 2022 году пилотного проекта Министерства здравоохранения РФ «Инцидент 38».
О б л а с т ь п р и м е н е н и я р е з у л ь т а т о в . Представленный опыт показывает возможность ведения пациентов с респираторно-вирусными заболеваниями в амбулаторно-поликлинических условиях на постоянной основе, а также телемедицинский формат оказания помощи может быть распространен и адаптирован под неинфекционные нозологии.