Сравнительная оценка качества жизни детей с бронхиальной астмой в разных возрастных группах.
Опубликовано: 6 месяцев, 3 недели назад
-
Цель исследования: оценка показателей качества жизни и их влияния на параметры жизни у детей 6–17 лет с бронхиальной астмой.
Материалы и методы. Проведено анкетирование среди детей 6–17 лет (N=408) с применением опросника по исследованию качества жизни у детей SF‑36. База исследования – детские медицинские организации Республики Северная Осетия-Алания. Проведен сравнительный анализ физического и психоэмоционального компонентов качества жизни в четырех возрастных группах: 6–8 лет (12,3%), 9–11 лет (16,7%), 12–14 лет (28,2%), 15–17 лет (42,8%). Из них 76,2% – мальчики, 23,8% – девочки. Применялись стандартные методики вычисления статистических показателей.
Результаты. Согласно дизайна исследования оценка состояния здоровья детей проведена в разных возрастных группах от 6 до 17 лет. Наиболее неудовлетворительные оценки своего здоровья выявлены в трех старших возрастных группах, особенно выраженные в возрасте 12–14 лет. При этом у половины опрошенных детей (50,2%) улучшение состояния здоровья в течение года не наступило, и более 8% из них стали чувствовать себя хуже. Выявлено, что бронхиальная астма влияет на параметры качества жизни: страдает физическое, психологическое состояние детей, нарушается их социальная адаптация.
При равных показателях данных компонентов у девочек у мальчиков физический компонент немного выше психического. При сравнении в возрастных группах выявлено более значимое нарушение психического компонента качества жизни с возрастом детей. Наибольшее число детей с бронхиальной астмой (31,1%) при тяжелых физических нагрузках испытывают значительные ограничения. Выявлена прямая корреляционная связь нарастания затруднения при физических нагрузках и выполнение их в меньшем объеме с возрастом. Суммарные показатели качества жизни детей с бронхиальной астмой согласно оценочным шкалам составляют чуть больше 47 баллов и трактуются однозначно низкими. Особенного внимания требуют дети старшего возраста, имеющие выраженную негативную симптоматику и нуждающиеся в коррекции лечебно-профилактических
мероприятий. При этом актуализируются имеющиеся комплексные проблемы в организации эффективного диспансерного наблюдения за детьми с бронхиальной астмой.
Заключение. Полученные количественные измерители здоровья детей, страдающих бронхиальной астмой, указывают на низкий уровень качества жизни пациентов во всех возрастных группах. Для выявленных групп риска в поликлиническом звене детского здравоохранения региона следует организовать полноценный индивидуальный мониторинг состояния пациентов с разработкой адресно-ориентированных реабилитационных программ по улучшению и сохранению здоровья детей с бронхиальной астмой. Данный подход позволит получить дополнительные сведения о состоянии ребенка и будет способствовать
улучшению результатов лечения. Учитывая полученные результаты, необходимо продолжать дальнейшие исследования качества жизни у детей, страдающих бронхиальной астмой.