Социология здравоохранения
  • 2022 № 3 Оценка пациентами временных затрат при посещении медицинской организации

    Удовлетворенность населения медицинской помощью сегодня рассматривается как один из важнейших показателей деятельности системы здравоохранения. При этом всё большее внимание уделяется времени, проведённому пациентами в медицинской организации при получении амбулаторной помощи, как фактору, влияющему на удовлетворённость медицинской помощью в целом.
    Ц е л ь и с с л е д о в а н и я – изучение мнения пациентов об их временнных затратах при посещении медицинской организации, оказывающей помощь в амбулаторных условиях.
    М а т е р и а л и м е т о д ы . Процесс обращения пациента в поликлинику, данные опроса респондентов по специально разработанному опроснику для пациентов, размещённый в сети Интернет на открытом электронном ресурсе Online Test Pad.
    Число анкет – 509.
    М е т о д ы : аналитический, социологический, описательной статистики.
    Р е з у л ь т а т ы . В ходе опросов респонденты субъективно оценили время, затраченное на различные действия: общение в регистратуре, поиск кабинета, ожидание приёма и т. д. Респондентам было предложено оценить суммарное время нахождения в поликлинике, а также время, которое они готовы посвятить её посещению. Оценка респондентами затрат времени показывает значительные резервы: в организации записи на приём и работы регистратуры (уточнения, получение справочной информации, получение талонов), навигации и, возможно, в расположении кабинетов, в организации пространства в местах ожидания.
    В ы в о д ы . Разработан и апробирован инструмент оценки времени, затрачиваемого пациентами на получение помощи в медицинской организации, оказывающей помощь в амбулаторных условиях. Установлены значительные различия в продолжительности времени, затрачиваемого на запись на приём, в том числе по телефону и через Интернет. Выявлены значительные резервы для уменьшения суммарного времени, необходимого на посещение поликлиники. Разработанный инструмент характеризуется небольшим временем заполнения, содержит простые вопросы и позволяет быстро выявить зоны необходимых улучшений.

    Авторы: Сененко А. Ш., Савченко Е. Д., Шелгунов В. А.

    Темы: бережливое производство15 временные затраты пациентов1 запись на приём к врачу1 навигация в поликлинике1 ожидание приёма1 опрос пациентов2 первичная медико-санитарная помощь22 поликлиника6 регистратура1 удовлетворенность пациентов10

    Подробнее >

  • Менеджмент в здравоохранении
  • 2022 № 9 Роль нейминга в здравоохранении. От психиатрической больницы к центру психического здоровья.

    Актуальным на сегодняшний день вопросом является повышение доверия граждан к системе здравоохранения. Причем вопрос доверия приобретает особую значимость в сфере оказания психиатрической помощи, что обусловлено высоким уровнем стигматизации данного направления медицины.
    Цель исследования состояла в оценке значимости для пациентов наименования медицинских организаций по профилю «Психиатрия».
    Материалы и методы. В 2021 году Кировская областная клиническая психиатрическая больница им. академика В. М. Бехтерева изменила свое название и стала Центром психиатрии и психического здоровья им. академика В. М. Бехтерева. Проведен опрос 216 пациентов, обратившихся или проходящих лечение в КОГКБУЗ «Центр психиатрии и психического здоровья им. академика В. М. Бехтерева», с помощью специально разработанной анкеты, состоящей из 24 вопросов. Полученные результаты были статистически обработаны.
    Результаты. Большая доля опрошенных имела то или иное психическое расстройство, а более половины – переживают из-за этого, в той или иной степени. Пятая часть респондентов свидетельствует о том, что их права ущемлялись по причине наличия у них психических расстройств. Все это указывает на существующие по сей день проблемы, связанные со стигматизацией больных с психическими расстройствами, а также на стигматизацию самой психиатрической службы. 43% респондентов отметили, что наименование медицинской организации имеет влияние на их доверие к медицинской организации. Наиболее высокую оценку опрошенные пациенты поставили названию «Центр психического здоровья».
    Выводы. Наименование медицинской организации напрямую влияет на доверие пациентов к ней. Кроме того, название влияет и на субъективную оценку качества оказания медицинской помощи, оказываемой в медицинской организации.

    Авторы: Незнанов Н. Г., Кочорова Л. В., Скрипов В. С., Набатов И. Ф., Мартовецкая Г. А.

    Темы: брендинг в здравоохранении1 качество медицинской помощи31 наименование медицинской организации1 нейминг1 опрос пациентов2

    Подробнее >