Информационные технологии и клиническая безопасность
  • 2023 № 13 Возможности, проблемы и перспективы информационных технологий в сфере клинической безопасности.

    В статье описываются возможности использования информационных технологий (ИТ) для обеспечения безопасности пациентов. Рассматривается роль ИТ по трем аспектам безопасности пациентов: создание безопасных условий оказания медицинской помощи, безопасное оказание медицинской помощи и оценка безопасности пациентов.
    Цель исследования: исследовать современное состояние информационных технологий и факторов среды в сфере клинической безопасности.
    Материалы и методы. Проанализировать текущие возможности использования информационных технологий для обеспечения безопасности пациентов по трем аспектам: создание безопасных условий оказания медицинской помощи, безопасное оказание медицинской помощи и оценка безопасности пациентов. По результатам анализа определить проблемы и перспективы информационных технологий в сфере клинической безопасности.
    Результаты. Одним из компонентов безопасных условий оказания медицинской помощи является личный кабинет пациента.
    Исследования, посвященные влиянию личных кабинетов пациентов на безопасность медицинской помощи, являются важной и перспективной областью будущих исследований. Констатируется, что сегодня без ИТ невозможно создать безопасные условия оказания медицинской помощи. По результатам анализа проблемы релевантности медицинских знаний констатируется необходимость перехода к медицинским экосистемам для комплексного решения проблем безопасности пациентов, в том числе применительно к использованию СППР в медицине. Предлагаются подходы к решению проблем ИТ в области клинической безопасности, которые заключаются в том, чтобы оптимально интегрировать функции контроля соответствия многих
    требований и клинических данных, поступающих из разных источников, в сложные медицинские технологические процессы, обеспечив максимальную безопасность пациента при минимальном усложнении этих процессов. Описывается оценка соответствия (сертификация) стандартам безопасности как один из способов подтверждения соответствия результатов деятельности требованиям не только качества, но и безопасности для пациента.
    Выводы. Необходимо активизировать исследования по влиянию медицинских ИТ на безопасность пациентов с особым вниманием к совершенствованию методов выявления побочных эффектов и оценки безопасности пациентов, системам поддержки клинических решений, адекватному представлению биомедицинских знаний, личным кабинетам пациентов, экосистемным решениям и поддержке преемственности медицинской помощи с использованием ИТ, а также к использованию критериев информатизации при разработке и совершенствовании стандартов качества и безопасности медицинской помощи.

    Авторы: Михеев А. Е.

    Темы: jci2 клиническая безопасность2 личный кабинет1 медицинская информационная система19 мис2 персональная электронная медицинская карта2 стандарты качества и безопасности медицинской деятельности1 экосистема1 электронная медицинская карта6 эмк1

    Подробнее >

  • Зарубежный опыт
  • 2021 № 10 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. МЕЖДУНАРОДНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ В КЛИНИКАХ СНГ И В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ

    Аккредитация представляет собой процесс внешней оценки деятельности медицинского учреждения, и широко используется во всем мире для улучшения качества медицинской помощи. Существует ряд международных организаций, которые осуществляют аккредитацию медицинских учреждений, из которых наиболее известной является Joint Commission International, а также организация ISQua, которая является головной организацией, аккредитующей сами комиссии, их стандарты и образовательные курсы. Из стран СНГ наибольшее количество клиник, прошедшее аккредитацию JCI, находится в Казахстане.
    Анализ мирового опыта аккредитации показывает положительные эффекты в организации лечебного процесса, улучшении исходов лечения, повышении удовлетворенности пациентов, экономической эффективности. Аккредитация является инструментом, который позволяет поднять общий базовый уровень медицинской помощи, оказываемой организацией.

    Авторы: Хайруллин И. И., Ардаширова Н. С., Казанфарова М. А.

    Темы: jci2 аккредитация3 качество медицинской помощи31

    Подробнее >