Швачко С. А. - все статьи автора в журнале
-
2023 № 2 Льготное лекарственное обеспечение пациентов в Федеральных округах и субъектах Российской Федерации
В Российской Федерации законодательно определены обязанности федеральных и региональных органов власти по льготному лекарственному обеспечению пациентов, с разной степенью проработки проанализированы вопросы обеспечения пациентов лекарственными препаратами для лечения той или иной нозологии, однако комплексная оценка льготного лекарственного обеспечения пациентов с наиболее распространёнными заболеваниями в Федеральных округах и субъектах страны не проводилась. Это и явилось целью данного исследования. Мы проанализировали закупки лекарственных препаратов для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями, бронхообструктивными заболеваниями (бронхиальной
астмой и хронической обструктивной болезнью легких) и сахарным диабетом в Федеральных округах и субъектах России за счёт средств регионального и федерального бюджетов и пересчитали суммы на 1 пациента, проживающего в Федеральном округе или субъекте.
Мы обнаружили, что как Федеральные округ, так и субъекты сильно отличались между собой в сумме закупок лекарственных препаратов для лечения той или иной из анализируемых нозологий. Кроме того, мы обнаружили непоследовательность в объёмах средств, затрачиваемых на покупку лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения от года к году.
Обеспеченность ЛП на амбулаторном этапе лечения пациентов со злокачественными новообразованиями, бронхообструктивными заболеваниями и сахарным диабетом сильно отличается как между различными Федеральными округами, так и субъектами РФ, что создаёт неравную доступность к лекарственному лечению пациентов на амбулаторном этапе лечения.
Органы управления здравоохранением не имеют ни единой методики определения потребности в лекарственных препаратах на амбулаторном этапе лечения пациентов, ни единой стратегии льготного лекарственного обеспечения. -
2023 № 1 Планирование медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями в субъектах Российской Федерации
Национальный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями 2019–2024 гг.» реализуется уже четвёртый год. За это время накоплен опыт планирования объёмов медицинской помощи, включая диагностические исследования, и финансового обеспечения в системе обязательного медицинского страхования, однако системного анализа проблем планирования нет.
Ц е л ь ю этого исследования явилось изучение планирования субъектами объёмов медицинской помощи и выполнение ими целевых показателей территориальных программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи (ТПГГ) и выявление проблем планирования. Мы проанализировали территориальные программы государственных гарантий некоторых субъектов РФ. Также от территориальных Фондов ОМС (ТФОМС) получили информацию об исполнении показателей ТПГГ: объёмов помощи в круглосуточном и дневном стационарах, запланированных и фактически выполненных молекулярно-генетических исследованиях и случаях проведения позитронно-эмиссионной томографии, совмещённой с компьютерной томографией в 2021 году и первом полугодии 2022 года. Мы обнаружили существенные проблемы, ряд которых имеет причины на федеральном уровне, другие носят сугубо региональный характер, они приводят к существенным различиям в планировании объёмов медицинской помощи между субъектами РФ. З а к л ю ч е н и е . Планирование объёмов медицинской помощи по профилю «Онкология» существенно различается между субъектами РФ и имеет системные трудности, контроль за эффективным использованием средств недостаточен. Мы считаем необходимым при планировании медицинской помощи по профилю
«Онкология» в Программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи учитывать стандартизированный показатель заболеваемости на 100 тысяч населения, а не количество застрахованных в субъекте.