Менеджер здравоохранения №2 2017

 


Издательство "Менеджер здравоохранения"
127254, Москва, ул. Добролюбова, д. 11
Телефон: (495) 618-07-92 (доб. 115)
e-mail:
idmz@mednet.ru
Publisher House "Public Health Manager"
127254, Moscow, Dobrolubova str., 11
Tel./fax (495) 618-07-92 (add 115)
e-mail: idmz@mednet.ru

 

Менеджер здравоохранения №2 2017

 

Фокус проблемы
Пивень Д.В., Кицул И.С., Иванов И.В. Новые задачи и направления работы врачебной комиссии в системе обеспечения и контроля качества и безопасности медицинской деятельности …6-13
Аннотация. В статье названы и обоснованы причины недостаточно эффективной работы врачебных комиссий в медицинских организациях. Отмечено, что сегодня врачебная комиссия, продолжая быть третьим уровнем контроля качества медицинской помощи в медицинской организации, зачастую не является таковым. В публикации сформулированы предложения по повышению эффективности работы врачебной комиссии, в том числе раскрыто содержание её работы в соответствии с теми задачами и функциями, установленными законодательством, которые нередко остаются вне поля зрения руководителей медицинских организаций.
Ключевые слова: врачебная комиссия, медицинская организация, качество медицинской помощи, качество и безопасность медицинской деятельности, безопасность медицинской деятельности.

Менеджмент в здравоохранении
Абушинов В.В., Есипов А.В. К вопросу применения процессного подхода к управлению основной деятельностью медицинской организации …4-21
Аннотация. В статье отмечена возможность применения в качестве инструмента внутреннего контроля медицинской организации качества и безопасности медицинской деятельности – системы менеджмента качества в соответствии с принципами и требованиями национального стандарта идентичного ISO 9001:2015 «Quality management systems – Requirements». Используя принцип процессного подхода, авторами в деятельности медицинской организации, выделены основные макропроцессы, определяющие ее результаты. Описана организационная роль и направленность действий владельцев процесса. Сформулированы собственные определения понятий лечебно-диагностического и экспертного процессов с позиций анализа их содержания. Отмечена тесная интеграционная связь и взаимное влияние указанных процессов друг на друга. Изложены перспективы улучшения качества деятельности медицинской организации и ее результатов, путем внедрения процессно-ориентированных технологий совершенствования бизнес-процессов.
Ключевые слова: медицинская организация, контроль качества и безопасности медицинской деятельности, система менеджмента качества, принцип процессного подхода.

Викторов В.Н. Трехуровневая модель управления крупным государственным стоматологическим объединением …22-29
Аннотация. Представлена трехуровневая модель системы управления крупным государственным стоматологическим объединением, построенная на основе сочетания линейно-функционального и дивизионального принципов. Описаны структура и конкретные механизмы функционирования блоков стратегического, тактического и оперативного уровней, имеющих вертикальное подчинение и замкнутый цикл: планирование – выполнение – контроль – улучшение. Отличительной особенностью уровней стратегического и тактического управления является дополнение блока исполнения решений – сети филиалов объединения, постоянно функционирующим образовательным звеном, включающим Школу эффективного управления ресурсами и Школу качества Системы менеджмента качества объединения. Кольцо оперативного управления включает все структурные блоки объединения, данные, показатели и параметры деятельности которых поступают в комплексную систему еженедельного мониторинга, формирующую свод фактических данных о медицинской деятельности поликлиник объединения, финансово-экономическом состоянии клиники, медицинском обеспечении материалами, инструментом и медикаментами, ремонтно-строительных и инженерных работах. Анализ полученных данных позволяет руководителям оперативно на местах, в случае необходимости, вырабатывать корректирующие решения.
Ключевые слова: система управления медицинской организацией, уровни управления, структура и механизмы управления.

Свещинский М.Л., Железнякова И.А., Кукушкин В.И., Семакова Е.В. Анализ фактического использования ресурсов лабораторными службами больничных учреждений в РФ …30-39
Аннотация. С целью оценки использования кадровых и материальных ресурсов для обеспечения лабораторных исследований на основе данных за 2014 г. изучена структура и уровень затрат на обеспечение лабораторной диагностики в 82 госпитальных учреждениях системы МЗ из одиннадцати регионов РФ. Полученные данные свидетельствовали, что лаборатории занимают 2,5% больничных площадей (медиана), в них заняты 4,2% всех сотрудников, в том числе 4,5% врачей больниц. В структуре общих расходов учреждения лабораторные расходы составляют 4,4% (1-ый квартиль – 2,9%, 3-ий – 6,4%). Эти затраты на 93,7% относятся на оплату труда, а также покупку реагентов и материалов. При этом, в лабораторных затратах, доля расходов на оплату труда были вдвое выше, чем на реагенты и материалы (62,9% и 28,7% соответственно). Медианный показатель издержек на оплату коммунальных расходов составил 1,9%, а на содержание оборудования – 1,2%. В качестве дополнительной задачи проводилась отдельная оценка ресурсных расходов микробиологических лабораторий. В половине ЛПУ эти затраты составляли не более 1% госпитальных расходов, хотя в десяти из тридцати девяти – превысили 1,8%. Медиана расходов на оплату труда, реагенты и материалы составила 92,6%. Как и для лабораторных затрат в целом, преобладающий вклад здесь вносили затраты на оплату труда.
Ключевые слова: структура затрат, расходы, лаборатория, микробиология, стационар.

Кадровый менеджмент
Сон И.М., Гажева А.В, Сененко А.Ш., Захарченко О.О., Леонов С.А., Купеева И.А. Немедицинский и прочий персонал, работающий в медицинских организациях, подчиненных субъекту Российской Федерации ...40-48
Аннотация. Требование повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения, в том числе кадровых, обусловливает необходимость совершенствования подходов к определению потребности в немедицинских кадрах здравоохранения. За последние три года почти в два раза (на 47,3%) увеличилась абсолютная численность категории «прочий персонал» медицинских организаций, и возросла на 24,6% ее доля в общей численности работников здравоохранения. Проанализированы данные, предоставленные органами управления здравоохранения Российской Федерации о численности, составе и дополнительной потребности медицинских организаций в немедицинском и прочем персонале. Показана необходимость разработки единой номенклатуры должностей в части немедицинских кадров здравоохранения, четко определенных методических подходов к формированию штатной структуры и численности немедицинского персонала в зависимости от типа и мощности медицинской организации.
Ключевые слова: кадры здравоохранения, расчет потребности, прочий персонал, немедицинский персонал, специалисты с высшим немедицинским образованием.

Информационный менеджмент
Карась Д.В., Крючков Д.В., Артамонова Г.В. Опыт использования информационных технологий в системе управления результативностью научной деятельности медицинского учреждения ...49-56
Аннотация. При организации системы управления научно-исследовательским процессом разработано и внедрено оригинальное программное обеспечение «Учет научной деятельности», которое представляет собой информационно-технологический инструмент, решающий комплекс актуальных управленческих задач для современного крупного медицинского научно-исследовательского учреждения. В результате, с 2011 по 2015 гг. число ежегодно публикуемых статей от НИИ КПССЗ увеличилось на 42,6%; число публикаций в журналах, входящих в Web of Science и/или Scopus – в 2,2 раза; число цитирований всех публикаций – в 6 раз; среднее число пу-бликаций в расчете на 1 автора – на 27,1%. Информационные технологии, как инструмент управления научной результативностью, позволяют организации осуществлять четко стандартизованный учет выполнения сотрудниками различных задач в научно-исследовательском медицинском учреждении, что обеспечивает прозрачность производственных процессов и позволяет достичь основных целей менеджмента: мотивации и координации.
Ключевые слова: информационные технологии, система управления, результативность научной деятельности, научно-медицинское учреждение.

Особое мнение
Старченко А.А. Потеря управляемости здравоохранения и пропасть между пациентом и врачом …57-62

Консультирует МЗ
Кадыров Ф.Н. Способы противодействия «потребительскому (пациентскому) экстремизму» при оказании платных медицинских услуг ...63-74
Аннотация. Медицинские организации при оказании платных медицинских услуг сталкиваются не только с большим числом проверяющих, с необоснованными ограничениями (что обычно касается государственных и муниципальных учреждений), недовольством населения самим фактом платности медицинской помощи и т. д., но и с некорректным поведением пациентов, стремящихся необоснованно получить те блага, которые им не гарантированы. Речь идет о явлении, получившем название «пациентского экстремизма». Позиция контролирующих органов зачастую заключается в почти безоговорочной поддержке пациентов. Сложившийся менталитет базируется на некорректной позиции «пациент всегда прав». Между тем, оказание платных медицинских услуг представляет собой сферу гражданско-правовых отношений, где должен править закон. Принятые в последние годы законы (в том числе вносящие изменения в Гражданский кодекс) позволяют медицинским организациям более успешно отстаивать свои законные права при правомерном оформлении и исполнении договоров на оказание платных медицинских услуг и противостоять пациентскому экстремизму. Анализу этих законодательных норм посвящена данная статья.
Ключевые слова: здравоохранение, платные медицинские услуги, сделки, договор об оказании платных медицинских услуг, исполнение обязательств, расторжение договора, пациентский экстремизм.

Вопросы и ответы …75-77
На вопросы отвечает д.э.н. Ф. Н. Кадыров
  • В нашем Клинико-диагностическом центре во вторую смену осуществляется прием врачей-специалистов только на платной основе. Из других учреждений принимаются на работу желающие вести платный прием врачи-специалисты. Оформляем этих врачей-специалистов по совместительству. Оплата труда врачей-специалистов, ведущих платный прием определяется путем умножения количества посещений и размера заработной платы, предусмотренной в цене за данную медицинскую услугу. Вопрос 1. Как в трудовом договоре прописать оплату труда? Вопрос 2. Со штатными врачами-специалистами надо ли заключать трудовой договор на оказание платных услуг и как его назвать? И как прописать оплату труда в трудовом договоре со штатными специалистами?
  • Принят приказ Минтруда России от 13 сентября 2016 года № 507н Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по профессиональной уборке». Этим приказом установлены профессиональные требования к уборщицам (уборщикам)? Им нужно руководствоваться при переводе санитарок в уборщицы?
  • Можно ли использовать результаты платного анонимного обследования, для того, чтобы обратиться в другое ЛПУ?
  • Возможна ли оплата расходов по найму жилья для медицинских работников за счет средств обязательного медицинского страхования?
  • Возможна ли за счет средств обязательного медицинского страхования оплата расходов на обучение медицинских работников?
  • Возможно ли за счет средств обязательного медицинского страхования осуществление расходов на содержание неиспользуемых зданий и площадей, находящихся на балансе медицинских организаций, но не использующихся для целей оказания медицинской помощи по ОМС?
  • Возможно ли приобретение за счет средств ОМС иммунобиологических препаратов для иммунопрофилактики?
  • Какое образование должно быть у специалиста контрактной службы?

Рецензия
В.Н. Филатов. К вопросу о роли учебных материалов в подготовке медицинских кадров. (на примере рецензии на учебное пособие «Практикум общественного здоровья и здравоохранения» (2-е издание, 2016) авторов Денисова И. Н., Кича Д. И., Фоминой А. В., Сауриной О. С., Есауленко И. Э., Коновалова О. Е. и др. ISBN9785998602306)78-80

 

Издательство "Менеджер здравоохранения"
Copyright © 2008-2012. Все права защищены.
Постоянный адрес страницы: http://www.idmz.ru/idmz_site.nsf/pages/mz2017_02.htm

При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.idmz.ru обязательна.
Сайт разработан в компании "К-МИС"