Статьи с темой: «здравоохранение»
-
2020 № 9 О реализации в законодательстве РФ отдельных «медицинских» поправок к Конституции Российской Федерации
. В статье предложена законодательная реализация отдельных «медицинских» поправок к Конституции РФ. Авторы
предлагают дополнить Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011
№ 323-ФЗ двумя статьями. В одной статье предлагается раскрыть и конкретизировать содержание вновь введённого в Конституцию РФ понятия «единые правовые основы системы здравоохранения». Другая предлагаемая статья раскрывает формы
и содержание работы по координации вопросов здравоохранения, вновь отнесённой Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По мнению авторов, предлагаемые изменения в законодательстве позволят на практике обеспечить качественную реализацию «медицинских» поправок к Конституции РФ, что в свою
очередь обеспечит и совершенствование нормативно-правового регулирования организации и деятельности здравоохранения, и укрепление его материально-технической базы. -
2013 № 7 Группы специальных интересов в российской системе здравоохранения
Аннотация: В статье анализируется роль групп специальных интересов (ГСИ) в здравоохранении. Приводится классификация ГСИ, рассматриваются подходы к анализу мотивов коллективных действий и процесса образования ГСИ. Исследуются направления деятельности ГСИ в российской системе медицинского страхования.
-
2013 № 11 Законные представители в здравоохранительных правоотношениях
Аннотация: В статье анализируется правовой статус законного представителя в различных моделях правоотношений в сфере здравоохранения (от получения согласия на медицинское вмешательство до допуска к пациенту). Выделены основные трудности, с которыми может столкнуться медицинский работник при определении полномочий законного представителя пациента. Особое внимание уделено органам опеки и попечительства, а также различным организациям, уполномоченным представлять граждан в силу закона.
-
2020 № 6 Нормативно-правовые аспекты организации лекарственного обеспечения льготных категорий граждан
Для урегулирования лекарственного обеспечения льготных категорий граждан создана законодательная база, которая определяет отдельные группы населения и категории заболеваний, а также перечни лекарственных препаратов для льготного лекарственного обеспечения. В настоящий момент существует разделение лекарственного обеспечения на федеральный и региональный уровни. Однако, часть полномочий и прав дублируются на обоих уровнях, что негативно отражается на расходовании бюджетных средств и создает организационные проблемы. Анализ существующей законодательной базы позволит определить направления для дальнейшего усовершенствования нормативно-правовых актов по льготному лекарственному обеспечению.
-
2020 № 7 К вопросу о правовом обеспечении охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков
В статье представлен краткий обзор современного правового обеспечения охраны репродуктивного здоровья
девочек-подростков в России. Учтены системные аспекты охраны здоровья девочек и девушек подросткового возраста, а так-же вопросы оказания им медико-социальной помощи и профилактики нарушений формирования репродуктивного здоровья. Информационной базой исследования послужили Федеральные законы, нормативные и законодательные акты отдельных субъектов страны, соответствующие научные публикации. Определена правовая приоритетность в нормативно-правовой базе по обеспечению формирования репродуктивного здоровья девочек и девушек-подростков в вопросах доступности и качества медицинской помощи. В статье обсуждаются актуальные разделы основных нормативно-правовых документов по обеспечению здоровья девочек-подростков. -
2019 № 5 Современная организация лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Федеральные и региональные особенности
На сегодняшний день с целью регулирования лекарственного обеспечения льготных категорий граждан создана законодательная база, формирующая различные группы населения и категории заболеваний, а также перечни лекарственных препаратов. Несмотря на существующее разделение на федеральный и региональный уровни, часть полномочий и прав дублируются на обоих уровнях, что создает организационные проблемы, а также негативно отражается на бюджетных средствах. Для того, чтобы определить имеющиеся направления для усовершенствования нормативно-правовых актов, необходимо проанализировать существующую законодательную базу в рассматриваемом вопросе.
-
2019 № 5 Современные аспекты маркировки лекарственных препаратов: организационная модель внедрения маркировки «DataМatrix» лекарственного препарата
Внедрение автоматизированной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя является одной из приоритетных задач здравоохранения, которая в будущем обеспечит полноценную защиту населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативное выведение из оборота контрафактных и недоброкачественных препаратов. Многие участники товаропроводящей цепи не в полной мере осведомлены об особенностях регистрации в системе мониторинга движения лекарственных препаратах, закупки оборудования для их маркировки и последующего включения в жизненный цикл товара.
Целью исследования является разработка организационной модели внедрения маркировки «DataМatrix» на лекарственный препарат, которая представляет собой современный элемент системы мониторинга движения лекарственного препарата от производителя до конечного потребителя и способствует надлежащему поэтапному включению маркировки «DataМatrix» на каждый этап товаропроводящей цепи.
В процессе исследования использованы методы анализа и синтеза, метод наблюдения, произведен мониторинг нормативно- правовой документации в актуальной редакции, составлен алгоритм с помощью логического моделирования.
В результате работы создана организационная модель внедрения системы мониторинга движения лекарственных препаратов, обеспечивающая профилактические мероприятия по поступлению в оборот и одномоментное изъятие из оборота в автоматизированном режиме контрафактных, недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов на любом из этапов их обращения; контроль адресности движения препаратов, закупаемых за счет бюджета, расходов на их приобретение; мониторинг ценообразования и предельных розничных цен на лекарственные препараты из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. -
2019 № 3 Корпоративная модель компетенций в деятельности медицинской организации как фактор повышения ее качества
Целью данной работы является описание процесса создания корпоративной модели компетенций медицинской организации, рассмотрение возможности использования компетентностного подхода в управлении персоналом в системе здравоохранения. Рассмотрена модель взаимоотношений профессиональных стандартов, ключевых критериев результативности деятельности, функциональных обязанностей и модели компетенций в практике управления персоналом медицинской организации. Представлена модель личностных (корпоративных) и управленческих компетенций ГАУЗ «РКОД МЗ РТ».
-
2014 № 8 Отношение врачей, прибывших на работу после интернатуры и ординатуры, к профессиональной деятельности
Целью настоящей статьи является изучение отношения врачей, подготовленных в системе послевузовского образования, к выбранной профессии и организации профессиональной деятельности. Для этого путем анкетирования было изучено мнение 457 человек, прибывших после окончания интернатуры и ординатуры на работу в Республику Башкортостан. Изучено распределение опрошенных врачей по полу и возрасту, семейному положению, месту проживания, стажу работы, наличию врачебной категории, среднемесячным размерам заработной платы, оценке материального положения и жилищных условий молодых специалистов, состояния здоровья врачей, морально-психологического климата в семье, условий и организации труда, характеру взаимоотношений с администрацией учреждения, материально-техническому оснащению рабочего места, информационному обеспечению рабочего процесса, возможности самообразования на рабочем месте, санитарно-бытовым условиям, распорядку работы, условиям отдыха и труда, обеспечению рабочего процесса компьютерной техникой, возможности реализации себя в профессии, перспектив профессионального развития и карьерного роста, отношению врачей к миграции и смене места работы и механизмов стимулирования труда.
-
2013 № 4 Саморегулирование в сфере здравоохранения
В статье рассматриваются перспективы перехода сферы здравоохранения на принципы саморегулирования. Анализируется принцип профессиональной автономии врача. Проводятся различия в содержании некоторых моделей реформы государственного управления в сфере медицины.
-
2013 № 3 Расчет затрат на выполнение медицинской услуги на основе ресурсной модели
Описана методика расчета нормативных затрат на выполнение медицинской услуги, разработанная в соответствии с новыми правилами обязательного медицинского страхования. Приведены основные формулы расчета затрат на основе ресурсной модели медицинской услуги. Перечислены основные проблемы, связанные с идентификацией и классификацией ресурсов.
-
2019 № 8 Управление общественным здоровьем в контексте реализации профилактических программ здравоохранения
В гражданском обществе, черты которого проявляются в стране, государственные органы и общество все большее внимание уделяют проблемам формирования, сохранения и укрепления здоровья здоровых людей разных возрастных групп. Цель исследования – определение роли медицинской сестры общей практики (семейной медицины), далее – ОПСМ, в государственном управлении формированием общественного здоровья жителей семейно-территориальных участков, получающих медицинские услуги в учреждениях ОПСМ. Задачами этого исследования является изучение роли медицинских сестер ОПСМ как партнеров семейных врачей по оказанию медицинской помощи больным на основе этиотропной, патогенетической и саногенетической терапии различных заболеваний; реализации медицинской опеки больных и здоровых людей разных возрастных групп, в отношении биологических, психологических, социальных и эмоциональных сфер человека; предотвращения влияния неадекватного поведения больных или здоровых людей не только на состояние своего здоровья, но и здоровья территориальной общины.
-
2016 № 2 Структура и проблемы медицинского сектора новой программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук
В статье рассматриваются вопросы планирования и финансирования научно-исследовательской деятельности в сфере медицинской науки, осуществляемой за счет бюджетных средств. Авторами показано, что дезинтеграция научных процессов приводит к снижению интенсивности научного поиска и внедрения достижений медицинской науки в практическое здравоохранение. Авторы приходят к выводу о необходимости повышения эффективности управления медицинскими научными исследованиями и более четкого определения приоритетов развития медицинской науки.
-
2018 № 4 Источники финансового обеспечения оказания экстренной медицинской помощи
Предусмотренное законодательством требование безотлагательного и бесплатного оказания экстренной медицинской помощи требует четкого определения того, кто именно в конкретной ситуации будет возмещать затраты медицинским организациям, оказавшим эту помощь. Так, несмотря на наличие подзаконных актов, часто встречаются ситуации, когда представители МВД и других силовых структур отказываются от оплаты оказанной медицинскими организациями их сотрудникам экстренной помощи, ссылаясь на вышеуказанное законодательное требование.
Немало проблем возникает и при оказании экстренной помощи в системе обязательного медицинского страхования. Нерешенным является вопрос: подлежит ли оплате экстренная медицинская помощь, оказанная сверх утвержденных объемов?
Не урегулирована до конца и проблема возмещения экстренной помощи незастрахованным гражданам. Особенно актуальны эти проблемы для частных медицинских организаций. -
2020 № 10 Замена выплат стимулирующего характера за работу с коронавирусной инфекцией Covid-19 на специальные социальные выплаты
Приход новой волны распространения коронавирусной инфекции COVID‑19 сделал очевидным, что борьба
с коронавирусной инфекцией растянется еще на достаточно длительное время. В силу целого ряда причин выплаты стимулирующего характера для работников, связанных с лечением коронавирусной инфекции COVID‑19 не устраивали в полной мере ни работников, ни государство. Поэтому государство пошло на серьезную трансформацию системы выплат, которые из элемента заработной платы превратились в «незарплатный» элемент социальной поддержки. -
2016 № 1 Парадоксы финансирования здравоохранения в 2016 году: в системе ОМС обнаружились лишние средства, которые будут изъяты в федеральный бюджет
При всей сложности экономической ситуации в стране здравоохранение по-прежнему остается одной из приоритетных сфер в вопросах финансирования. Несмотря на кризис, объем средств, выделяемых отрасли, увеличивается. Но, к сожалению, темпы роста расходов на здравоохранение отстают от темпов инфляции. Кроме того, значительная часть бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования не связана с оказанием медицинской помощи в системе ОМС. Расходы ОМС не ориентированы на выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. И несмотря на наличие серьезнейших финансовых проблем в системе ОМС, из бюджета Федерального фонда ОМС огромные средства изымаются в федеральный бюджет.
-
2018 № 1 Перспективы финансирования здравоохранения в 2018 году
Нынешний 2018 год с точки зрения объемов финансирования здравоохранения будет выгодно отличаться от предыдущих – предполагается резкое увеличение финансирования за счет всех видов источников. Однако это связано не только с ростом доходов, но и с изменением структуры расходов. Она становится более рациональной – «ресурсосберегающей» (например, уменьшение доли расходов на более затратную стационарную помощь в федеральном бюджете). В системе же обязательного медицинского страхования происходит отказ от ряда «непрофильных» расходов.
Все это должно положительно сказаться на развитии здравоохранения. -
2017 № 2 Способы противодействия «потребительскому (пациентскому) экстремизму» при оказании платных медицинских услуг
Медицинские организации при оказании платных медицинских услуг сталкиваются не только с большим числом проверяющих, с необоснованными ограничениями (что обычно касается государственных и муниципальных учреждений), недовольством населения самим фактом платности медицинской помощи и т. д., но и с некорректным поведением пациентов, стремящихся необоснованно получить те блага, которые им не гарантированы. Речь идет о явлении, получившем название «пациентского экстремизма». Позиция контролирующих органов зачастую заключается в почти безоговорочной поддержке пациентов. Сложившийся менталитет базируется на некорректной позиции «пациент всегда прав». Между тем, оказание платных медицинских услуг представляет собой сферу гражданско-правовых отношений, где должен править закон. Принятые в последние годы законы (в том числе вносящие изменения в Гражданский кодекс) позволяют медицинским организациям более успешно отстаивать свои законные права при правомерном оформлении и исполнении договоров на оказание платных медицинских услуг и противостоять пациентскому экстремизму. Анализу этих законодательных норм посвящена данная статья.
-
2017 № 1 Финансирование здравоохранения в 2017 году – очередной парадокс: средств стало меньше, чем планировалось на 2016 год, но финансовое обеспечение отрасли улучшилось
В последние годы средства федерального бюджета тесно переплетаются с бюджетом Федерального фонда ОМС – их невозможно анализировать отдельно друг от друга. Финансирование из федерального бюджета сокращается, но бюджет Федерального фонда ОМС на 2017 год выгодно отличается от предыдущих благодаря тому, что 2016 год был неожиданно исполнен с профицитом. При этом, большие переходящие остатки на 2017 год оцениваются уже не как негативный фактор, как это было раньше, а как положительный, поскольку они связаны с отказом государства от изъятия в федеральный бюджет планировавшихся сумм. Поэтому резкое падение финансирования здравоохранения из федерального бюджета еще не означает ухудшения финансирования отрасли – меняются каналы движения средств. Это связано с тем, что государство наконец-то осознало, что превращение бюджета Федерального фонда ОМС в «кормушку» для других бюджетов не обеспечит выполнение Указов Президента по повышению заработной платы. Кроме того, произошли серьезные изменения в порядке финансирования высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС – она с 2017 года почти полностью будет финансироваться за счет средств ОМС. В статье дается анализ динамики и направлений финансирования здравоохранения из различных источников.
-
2020 № 1 Финансирование здравоохранения в 2020 году: приоритеты в рамках национального проекта «Здравоохранение»
Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2020–2022 годах, несмотря на слож¬ную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Среди приоритетов 2020 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Феде¬рации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС также осущест¬вляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т.д.). В частности, за счет средств ОМС предусмотрено материальное стимулирование работников за выявление онкологических заболеваний. К числу положительных моментов можно отнести межбюджетные трансферты в бюджет ФОМС из федерального бюджета на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родовых сертификатов. Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.
-
2020 № 5 Российское здравоохранение на фоне коронавируса COVID-19: возможности и угрозы
Эффективность функционирования любой общественной системы, включая здравоохранение, определяется адекватностью ее нормативно-правового регулирования. Ситуация с коронавирусом обнажила многие проблемы в этой сфере, ряд из который был оперативно решен с той или иной степенью успешности. Однако остается еще много неурегулированных вопросов и необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования здравоохранения. Это касается, в том числе, и вопросов оплаты труда медицинских работников, занятых оказанием медицинской помощи пациентам, у которых выявлена коронавирусная инфекция COVID-19. В статье представлен проведенный анализ порядка осуществления выплат стимулирующего характера за счет федеральных средств, предложены меры по его совершенствованию. В статье приведен SWOT-анализ состояния российского здравоохранения на фоне распространения коронавируса COVID-19.
-
2020 № 6 Оценка государственной политики в отношении отдельных вопросов функционирования здравоохранения в период распространения коронавируса Covid-19
Здравоохранение, как преимущественно государственная система, объективно подвержена серьезному регулированию в особых условиях функционирования, к которым относится и распространение коронавирусной инфекции COVID‑19. Немаловажно и то, что прямому или косвенному регулированию подвергается и частная система здравоохранения. При этом порой государственные органы вынуждены прибегать к «ручному управлению», последствия которых и для государственного, и для частного здравоохранения не всегда однозначны.
-
2020 № 4 Влияние коронавируса Сovid-19 на ситуацию в российском здравоохранении
Относительно медленные начальные темпы распространения коронавируса COVID-19 в России имеют свои объективные причины, связанные с размерами территории, плотностью проживания населения, туристической активностью населения и т.д. Они сыграли свою положительную роль, позволив лучше подготовиться к борьбе с коронавирусом, учитывая в том числе и опыт стран, где темпы и масштабы распространения коронавируса были гораздо выше.
Несмотря на серьезный урон экономике, пока нет глобальных финансовых угроз для здравоохранения. Однако важно, чтобы ресурсы вовремя поступали в медицинские организации в условиях масштабного перепрофилирования коек и т.д. Неизбежные периоды простоя в периоды перепрофилирования, нахождения в режиме ожидания и т.д., приводят к тому, что многие медицинские организации рискуют оказаться в сложной финансовой ситуации даже при достаточности ресурсов в отрасли. Поэтому на данном этапе порой важнее не серьезные финансовые вливания, а механизмы, направленные на компенсацию выпадающих доходов медицинских организаций. -
2021 № 1 Финансирование здравоохранения в 2021 году за счет средств федерального бюджета: приоритеты в рамках национального проекта «Здравоохранение» в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией Covid-19
Анализ предстоящего финансирования здравоохранения за счет федерального бюджета показывает, что
в 2021–2022 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Это тем более важные параметры, что предстоящим бюджетом в рассматриваемом периоде предполагалось некоторое снижение финансирования по сравнению с утвержденными цифрами федерального бюджета на 2020 год. Это должно способствовать обеспечению стабильного функционирования здравоохранения. -
2019 № 1 Финансирование здравоохранения в 2019 году: новые приоритеты и каналы движения средств
Анализ предстоящего финансирования здравоохранения показывает, что в 2019–2021 годах, несмотря на сложную финансовую ситуацию, продолжится рост объемов финансового обеспечения отрасли. Так, размер расходов на здравоохранение из федерального бюджета растет не только в абсолютном выражении, но также занимает всё большую долю в структуре расходов федерального бюджета. Рост расходов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) не так ярко выражен, но в абсолютном выражении все же достаточно большой. Среди приоритетов 2019 года можно выделить увеличение финансирования онкологической помощи, а также высокотехнологической медицинской помощи, что прямо вытекает из положений Указа Президента Российской Федерации 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента № 204). Распределение средств в системе ОМС осуществляется с учетом вышеприведенных приоритетов, а также исходя из результатов реализации предыдущих «майских» Указов Президента 2012 года с целью нивелирования ряда возникших перекосов (имеющее место в ряде случаев сокращение кадров и т. д.). Все это должно положительно сказаться на дальнейшем развитии здравоохранения.
-
2020 № 2 Оценка персонала медицинской организации по модели компетенций
В статье рассматриваются основные виды оценки персонала на примере крупного специализированного медицинского учреждения, анализируются особенности проведения оценки медицинского персонала. В качестве примера системы оценки персонала приводится оценка персонала по модели компетенций крупного лечебного учреждения с рассмотрением практических примеров использования результатов оценки персонала в развитии клиники. Представлена модель рейтингования персонала на основе приведенной модели компетенций.
-
2013 № 7 Анализ зарубежного опыта финансирования и организации научных исследований в области здравоохранения
Аннотация: В экономически развитых странах мира медицина становится самой продуктивной и самой цитируемой областью мировой науки. Вместе с тем об инновационных процессах в сферах, не ориентированных на рынок, к которым относится и медицина, известно сравнительно мало. В статье рассматриваются вопросы финансирования и организации медицинских научных исследований в зарубежных странах. Авторами показано, что инновации в здравоохранении находятся в центре внимания правительства разных стран, ищущих пути достижения баланса между растущими расходами на здравоохранение, доступностью и качеством медицинской помощи. При этом характеристики медицинских инноваций обязательно дополняются экспертными оценками эффективности и безопасности медицинских технологий, которые проводят специализированные организации. Анализ стратегий отдельных стран показывает, что в мире идет интенсивный поиск наиболее эффективных способов управления процессами организации и финансирования медицинских научных исследований.
-
2019 № 3 Исторические предпосылки научной организации труда в здравоохранении: опыт начала ХХ века
Активное внедрение технологий бережливого производства в деятельность медицинских организаций, проводимое в последние годы, послужило поводом для изучения истории зарождения и становления управленческой науки в России, а также изучения и переосмысления российского и советского опыта организации здравоохранения. Анализ документов и литературных источников, относящихся к 20–30 годам прошлого века, периоду, когда бурными темпами строилось и развивалось народное хозяйство СССР, заставляет переосмыслить место и роль советского опыта управления производством, получившего в своё время название «научная организация труда и производства», а впоследствии – «рационализация». Универсальность технологий и методов научной организации труда (НОТ) позволяет использовать их как в производственной, так и непроизводственной сферах, в том числе и в здравоохранении. Отметим, что советский опыт, как правило, либо вовсе не отражается в западных учебниках по менеджменту, либо только упоминается, хотя достижения советских учёных 20-х годов прошлого века предвосхитили многие направления развития современного менеджмента и сохраняют свою актуальность даже спустя почти сто лет.
-
2019 № 6 Бережливое администрирование в современном менеджменте в зарубежном здравоохранении (обзор литературы)
Для изучения бережливого администрирования в современном менеджменте в здравоохранении был проведен обзор литературы, за пятилетний период. Установлено, что бережливое администрирование имеет более чем пятидесятилетнюю историю по улучшению процессов на промышленном производстве, опыт которой наилучшим образом синхронизируется с производственными процессами в первичном звене здравоохранения; главной проблемой внедрения бережливого администрирования является достижение оптимальной вовлеченности медперсонала в изменения в мед. организации; концепция бережливого администрирования нашла применение в различных сферах медицинской помощи в первую очередь с целью повышения ее качества и доступности путем улучшения процессов; картирование как основной инструмент БА позволяет визуализировать процесс изменений и оценить прогресс; проектная деятельность как признанный метод успешного внедрения изменений в медицинской организации в максимально короткие сроки сегодня также использует элементы бережливого администрирования для общего повышения эффективности преобразований. Бережливое администрирование сегодня становится все более востребованным научно-практическим инструментом в управлении здравоохранением.