Телемедицина
  • 2022 № 5 Телемедицина как инструмент межрегионального дистанционного взаимодействия с профильными медицинскими организациями субъектов Российской Федерации: опыт Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России

    В настоящее время возможность оказания квалифицированной медицинской помощи в любой точке земного шара стала реальностью благодаря развитию телемедицинских технологий. Развитие и совершенствование телемедицинских технологий происходит благодаря нормативно-правовому регулированию и реализации национального проекта «Здравоохранение», который разработан на основании указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204) [1].
    Национальным медицинским исследовательским центрам (НМИЦ) была поставлена задача организации консультативной и методологической экспертной поддержки профильных региональных медицинских организаций 3 уровня субъектов РФ.
    В рамках НМИЦ Чебоксарский филиал «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» курирует офтальмологическую службу 8 субъектов Российской Федерации: Нижегородской, Кировской, Ульяновской областей, Республики Мордовия, Удмуртия, Марий-Эл, Татарстан и Чувашия. В статье представлен опыт Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России по применению телемедицинских технологий с целью совершенствования оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи по профилю
    «Офтальмология». За 3-х летний период работы значительно выросло количество запросов на проведение телемедицинских консультаций на уровне «врач-врач». Кроме того, с января 2021 года Чебоксарский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» оказывает консультативную помощь на уровне «врач-пациент».
    Цель исследования – представить опыт Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России по применению телемедицинских консультаций (ТМК), осуществленных с использованием компонента «Телемедицинские консультации» подсистемы федеральной электронной регистратуры единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (компонент ТМК ФЭР ЕГИСЗ) за период с 2019 г. по 2021 г. и Единой защищенной технологической платформы «МЕДТЕРА Телемедицина» с 2021 года.
    Материал и методы. Телемедицинские консультации на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С. Н. Федорова» осуществляют профильные высококвалифицированные специалисты – руководители подразделений, научные сотрудники, ведущие специалисты в различных областях офтальмологии. Телемедицинская консультация уровня «врач-врач» выполняется следующим образом: на начальном этапе поступает запрос от профильных медицинских организаций субъектов РФ на консультацию, который обрабатывается сотрудниками отдела телемедицинских
    консультаций. Осуществляется регистрация информации о запросе в базе данных, оценка его профильности, а также качества, полноты и актуальности данных приложенной медицинской документации. Для проведения консультации «врач-пациент» в режиме реального времени посредством видео- или аудиоконферецсвязи пациент самостоятельно записывается на удобную ему дату и время к определённому специалисту.
    Результаты. На протяжении 3-х лет функционирования ТМК на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России наблюдается прогрессивный рост количества запросов на проведение телемедицинских консультаций уровня «врач-врач» по профилю «Офтальмология» из 8 субъектов РФ © Поздеева Н. А., Авершина Л. А., Сорокина О. В., 2022 г.
    № 5 2022 38 
    Приволжского федерального округа. Основную массу телемедицинской консультации составляют плановые запросы. За 3-х летний период проведения телемедицинских консультаций на базе Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова» Минздрава России из Республики Татарстан было 94 ТМК, из Чувашской Республики – 79 ТМК, из Республики Марий Эл – 61 ТМК, из Республики Удмуртия – 53 ТМК, из Кировской области – 46 ТМК, из Нижегородской области – 37 ТМК, из Ульяновской области – 36 ТМК, из Республики Мордовия – 23 ТМК.
    Выводы. Обобщая результаты проведённого анализа структуры телемедицинских консультаций, выполненных с использованием компонента ТМК ФЭР ЕГИСЗ, можно резюмировать, что компонент ТМК ФЭР ЕГИСЗ является удобным, эффективным средством, позволяющим соблюдать законодательство РФ при проведении телемедицинских консультаций, а также выполнять анализ структуры телемедицинских консультаций, проведенных с его использованием

    Авторы: Поздеева Н. А., Авершина Л. А., Сорокина О. В.

    Темы: дистанционные технологии1 егисз4 национальный медицинский исследовательский центр1 телемедицинские консультации2

    Подробнее >

  • Информатизация здравоохранения
  • 2014 № 7 Обзор государственных закупок на программное обеспечение информатизации здравоохранения в 2013 г.

    Выполнен анализ государственных закупок по информатизации здравоохранения в части дальнейшего внедрения и развития программного обеспечения Единой государственной информационнойсистемы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) за 2013 г. Анализ выполнен на основе мониторинга данных с сайтов госзакупок. В работе приведены основные статистические показатели конкурсных процедур, данные о победителях конкурсов и аукционов.

    Авторы: Гусев А. В.

    Темы: егисз4 медицинские информационные системы15 региональная информатизация здравоохранения3

    Подробнее >

  • 2018 № 2 Финансирование информатизации государственного здравоохранения России в 2013–2016 гг.

    Выполнен анализ государственных закупок программного обеспечения и услуг по информатизации здравоохранения за период 2013–2016 гг. В качестве базы исследования использованы открытые данные с портала государственных закупок о закупках программного обеспечения и услуг по информатизации здравоохранения, которые проводились по Федеральному закону No 44-ФЗ от 05.04.2013. Сведения о закупках аппаратного обеспечения, мероприятий по обеспечению информационной безопасности или предоставлению каналов связи в данном исследовании не изучались.
    Проанализированы основные статистические показатели конкурсных процедур, данные о победителях конкурсов и аукционов, данные об основных направлениях финансирования, распределения финансирования по регионам, видам затрат и видам программного обеспечения.
    Финансирование информатизации здравоохранения осуществляется главным образом за счет региональных бюджетов, внебюджетных средств и ОМС. В целом на информатизацию здравоохранения, по крайней мере в части программного обеспечения и соответствующих услуг, за последние 4 года выделялось примерно 4–5 млрд. руб. в год. В 2015 г. объем финансирования существенно сократился – на 44,4% до размера 3,6 млрд. руб., в 2016 г. – показал рост в 10%.
    За прошедшее время ситуация с разработчиками и применяемыми решениями в целом стабилизировалась. Главным образом финансирование выделяется на региональные системы с долей затрат 61%, а также на медицинские информационные системы учрежденческого уровня с долей затрат в 27%

    Авторы: Гусев А. В.

    Темы: егисз4 медицинские информационные системы15 региональная информатизация здравоохранения3

    Подробнее >

  • 2014 № 1 Создание региональных фрагментов ЕГИСЗ: текущие результаты и анализ программ дальнейшего развития информационных систем в области здравоохранения

    Аннотация: В статье выполнен обзор результатов создания региональных фрагментов Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в 2011–2012 гг., а также дальнейших планируемых мероприятий по развитию информатизации в регионах на 2013–2020 гг. Анализ выполнен на основе региональных программ развития систем здравоохранения. В работе приведены основные статистические показатели достигнутых результатов, обзор планируемых регионами мероприятий и критериев их эффективности.

    Авторы: Гусев А. В.

    Темы: егисз4 медицинские информационные системы15 региональная информатизация здравоохранения3

    Подробнее >